Автомобильные истории династии Каргиновых
Ралли-марафон «Дакар-2013» завершился феноменальной победой команды «КАМАЗ-мастер». Все призовые места в категории грузовых автомобилей заняли российские спортсмены. Выиграл экипаж Эдуарда Николаева, второе место – за Айратом Мардеевым и третьим финишировал Андрей Каргинов.
Причем судьба третьего места решалась в совершенно невероятных обстоятельствах. «Финиш Каргинова на завершающем этапе «Дакара» вообще поверг в ступор всех собравшихся в местечке Лемаче зрителей и организаторов. На середине короткого 15-километрового спецучастка экипаж распорол колесо. Но настолько велика была воля к победе и спортивная злость, что пилот привел машину к финишу без переднего колеса! Даже измочаленной резины не осталось на железном ободе! «Amazing – невозможно!», кричали репортеры. Кадры этого финиша разлетелись по миру, вызвав поначалу шок, а затем восторг у телезрителей. Экипаж еще долго не мог поверить в то, что удалось, как говорят гонщики, «остаться в призах». Ведь преследовавший камазовцев прошлогодний победитель Дакара Жерар Де Рой был буквально в минутах не только от третьего, но и от вероятного второго места. И это на гонке протяженностью более 8000 километров! Судите сами, как выросли скорости и технологии в грузовом зачете. Позже, после финиша, соперники кулуарно признавались: «Ну ладно первое место, второе… но как же так — даже третье место нам не отдали!», – такой восторженный отзыв имеется в репортаже с места событий на сайте команды.
В Осетии неподдельный интерес вызвала фамилия пилота, экипаж которого занял третье место. «Андрей Олегович Каргинов родился в семье одного из родоначальников и популяризаторов в Набережных Челнах гонок на багги. С девяти лет начал заниматься картингом, несколько раз становился чемпионом Татарстана, является кандидатом в мастера спорта в этом виде гонок. Еще будучи учеником школы, а потом уже и студентом вуза, Андрей проходил практику в Научно-техническом центре КАМАЗа. Команда «КАМАЗ-мастер» была ему знакома, вызывала живой интерес и желание присоединиться к коллективу. Поэтому, когда в 2005 году появилась такая возможность, она была воспринята парнем с искренним энтузиазмом. В 2006 году молодой спортсмен выступает как механик на различных этапах чемпионата России, в одних экипажах вместе с такими известными ветеранами команды, как Владимир Чагин, Семен Якубов, Айдар Беляев, Ильгизар Мардеев.
В 2007 году молодому спортсмену на этапе чемпионата России «Хазарские степи» доверяют руль уже боевой машины. Но через год Андрей был травмирован и достаточно долго не выступал.
В 2010 году впервые в своей спортивной карьере молодой спортсмен принял участие в ралли «Дакар». Экипаж Ильгизара Мардеева, механиком в котором выступал Андрей, занял пятое место.
В прошлом году Андрей уже участвовал на «Дакаре» в качестве пилота боевого экипажа. И он не только довел свой «танк» до финиша, но, опередив опытных соперников, занял 4-е место!» – вот основная информация, имеющаяся в средствах массовой информации Набережных Челнов и Интернете о восходящей звезде автоспорта. Добавим, что в послужном списке 37-летнего мастера спорта имеются победы на этапах чемпионата России «Хазарские степи» и «Великая Калмыкия» (был механиком в экипажах В. Чагина и И. Мардеева). Будучи пилотом, в 2008 году стал серебряным призером на этапе чемпионата России «Тихий Дон», а через два года повторил то же достижение на «Хазарских степях».
Небольшое журналистское «расследование» –и можно сказать: «Гонщик, уверенной поступью идущий к победам, является сыном Осетии!» Причем для него это не просто родина предков, а место, куда он всегда стремится всей душой.
С таких слов начала свой рассказ председатель правления Осетинской национально-культурной автономии города Набережные Челны Татьяна Петровна Гульдиева: «О семье Каргиновых я могу сказать много добрых слов. Олег Харитонович – уроженец Алагира, Лариса Александровна – Нижнего Новгорода. В свое время они приехали строить завод «КАМАЗ» и обрели в республике вторую родину.
Неутомимые труженики являются активными деятелями национально-культурной автономии, кстати, единственной подобной организации в Татарстане. Образовалась она в марте 2006 года, после того, как нас еще больше сплотили трагические события в Беслане. До тех пор осетины, а их здесь более 350 человек, тоже поддерживали связи друг с другом, но именно сбор гуманитарной помощи и другие мероприятия подвигли нас к официальному основанию общины. Семья Каргиновых, наряду с Юрием Газзаевым, Гурамом Касаевым, Олегом Коробченко и другими выходцами из Осетии способствовала ее становлению. Они же участвовали в организации помощи жителям Южной Осетии в августе 2008 года.
С тех пор мы своими силами оборудовали и оформили в Доме дружбы комнату в национальном стиле, создали небольшую библиотеку. Работают национальный ансамбль «Симд», ансамбль детского танца «Дети гор», собираемся основать школу по изучению осетинского языка.
Автономия принимает активное участие во всех общегородских праздниках, ежегодном фестивале национальных общин «Доброе братство – лучшее богатство», отмечает свои национальные праздники.
На всех этих мероприятиях всегда присутствовал Андрей, воспитанный в духе осетинских традиций. Его спортивный путь начался с картинга, на картинге уже пробует свои силы и его сын Захар.
А успехами он обязан отцу, Олегу Харитоновичу Каргинову. Он, наряду с Семеном Якубовым и другими легендами нашего автоспорта, был основоположником «движения гонщиков». Настоящий подвижник, он, как инженер, помогал в разработке и усовершенствовании различных деталей и т.д. Сейчас он на заслуженном отдыхе, прививает любовь к автоспорту молодому поколению».
Сам Андрей все время находится в разъездах. В минувшее воскресенье он собирался в Сочи, где команду «КАМАЗ-мастер» принимал Президент России Владимир Путин, перед этим был на торжественном приеме у Президента Татарстана Рустама Минниханова. Несмотря на занятость, спортсмен согласился ответить на несколько вопросов корреспондента «Северной Осетии»:
– Андрей, от имени жителей Осетии поздравляем тебя с успехом на «Дакаре». Ты только побывал на приеме у Президента республики Р. Минниханова. Расскажи об этом подробнее.
– На прием были приглашены руководители завода и предприятия и все четыре экипажа, участвовавшие в ралли. Прозвучало очень много теплых слов, нас награждали орденами и медалями, вручались благодарственные письма. В понедельник (4 февраля – авт.) едем в Сочи, на встречу с Владимиром Владимировичем Путиным.
Благодарю всех, кто радуется нашим успехам. Ощущаю и поддержку Осетии, получаю с малой родины много поздравлений. Раньше регулярно ездил во Владикавказ с родителями, сейчас, к сожалению, мне не позволяет жесткий график профессиональной карьеры.
– Третье место на «Дакаре» пока самое яркое событие в твоей спортивной жизни?
– Безусловно. Но стремлюсь к лучшему. Претендовал и на второе место, так что мог достигнуть большего.
– Кто первыми поздравил тебя со столь значимым успехом?
– Наша команда. Затем уже – отец. «Все нормально. Сохранил третье место!» – вот его слова. Отцу я обязан тем, что попал в автоспорт, и стараюсь оправдывать его надежды.
– За рулем решения приходится принимать мгновенно. А в жизни – тоже?
– Реакцию свою в кабине машины не оставляю (смеется). При необходимости в состоянии это сделать.
– Есть еще среди ваших одноклубников представители Осетии? А в других видах спорта?
– В «КАМАЗе» я единственный. В других видах, наверное, есть и хотелось бы, чтобы они быстрее о себе заявили.
– Ты в курсе дел национальной общины?
– Да, конечно. Часто посещать не получается, но по мере сил и возможностей участвую в мероприятиях.
– Кто из членов общины является для тебя примером для подражания?
– Юрий Газзаев. Он много лет проработал на высокой должности. Футболом, честно говоря, мало интересуюсь, но человеческие качества, отношение к делу, организаторский талант Газзаева – пример для всех, кто хочет добиться успеха на выбранном пути.
– Твои ближайшие планы?
– Сразу после приема у Президента России выезжаем во Францию. Оттуда вернемся на машинах и будем осваивать новую технику.
– Кем будет Андрей Каргинов лет через двадцать?
– Об этом пока не думал. Но хотел бы передавать свои знания и опыт сыну, если, конечно, он не будет против.
– То есть, «автомобильная династия» Каргиновых не должна прерваться…
– Надеюсь на это, но главное, чтобы Захар сам сделал свой выбор в пользу той или иной дороги в жизни.
– Тебе есть что сказать читателям газеты «Северная Осетия»?
– Счастья, здоровья, удачи! В Осетии, как оказалось, у меня много болельщиков и единомышленников, и это очень приятно. Спасибо всем!
Природная скромность не позволила Андрею рассказать о себе, своих успехах более подробно, но много интересного мы узнали от его отца Олега Харитоновича Каргинова, с которым также связались по телефону.
– Олег Харитонович, как вы расценили успех Андрея на ралли-марафоне «Дакар–2013»? Ждали большего или даже третье место было неожиданностью?
– Судите сами! 16 декабря Андрей сломал правую ногу. До этого он год пропустил из-за перелома левой ноги. Были у начальства, вопрос стоял об отчислении из команды. 18-го мы были уже в Кургане, в центре Елизарова (там он лечился после первого перелома). За пять дней было сделано все возможное и из клиники позвонили в «КАМАЗ-мастер»: «Пилот к соревнованиям будет готов!»
Конечно, реабилитационный курс до конца пройти не удалось. Но подобрали ортопедическую обувь, были соблюдены все требования медиков и т.д. Наверное, представляете, что значит правая нога для водителя? А теперь вообразите мое состояние, когда я видел, что Андрей в аэропорту даже свои вещи нес с трудом!
Но и это еще не все. На второй день соревнований Андрей сжег сцепление и оказался на 24-м месте. Травма, долечивание на ходу, и такое начало. Но Андрей не сломался, начал наращивать темп, и все этапы стали как подвиг. Мне, как отцу, не совсем удобно все это говорить, но посмотрите отзывы болельщиков на сайте команды и многое станет ясно.
Ставка делалась на экипажи Николаева и Мардеева, но Андрей к решающим гонкам вышел на второе место. И тут он теряет переднее колесо. И опять, вопреки обстоятельствам, не просто финиширует, а остается в тройке призеров!
На награждении у Президента республики Рустама Минниханова ветеран команды Владимир Чагин сказал об Андрее: «Начинал без ноги, закончил без колеса».
– Как и когда оказался Андрей в автоспорте?
– Я сам его привел в карт-клуб 8-летним ребенком.
– Вы, как сказано на упомянутом сайте команды, «один из родоначальников и популяризаторов гонок на багги». Получается, одним из первых «испытателей» сделали собственного сына?
– Автоспорта, как такового, еще не было. Гонки на багги я начал развивать в 1977–1984 годах, даже будучи механиком, выиграл Кубок социалистических стран по автокроссу (ГДР, 1983 год). На этом моя спортивная карьера закончилась, и все свое время стал посвящать сыну. Сразу же пошли успехи на уровне республики, затем пришли победы на международных соревнованиях.
Первый спортивный «КАМАЗ» также впервые появился в моей группе в 80-е годы. «Группа форсированных испытаний автомобилей в условиях спорта» – так это тогда называлось. Вообще же в мои обязанности входило дорожное испытание автомобилей.
Автоспорт тогда начал делать первые шаги, но в газете «Правда» появилась разгромная статья «Зачем летают грузовики». По мнению автора, вся грузовая техника должна была участвовать на уборке урожая. Грузовой спорт запретили, и через много лет все пришлось начинать сначала.
– В Набережные Челны вас привела страсть к автомобилям?
– В этом городе я живу с 1975 года. До этого с отличием закончил Московский автодорожный институт, поехал за романтикой на Север. В городе Мирный Якутской ССР встретил свою будущую избранницу Ларису, здесь же родился Андрей. Машинки я собирал с детства, в тяжелые 50-е годы, затем ходил в секции в Москве и Омске. Автоделом занимался и в родной 5-й средней школе Владикавказа. В 17 лет получил там права на вождение автомобиля, что было тогда редким явлением.
Супруга по специальности инженер-металловед, до пенсии проработала на «КАМАЗе». В одно время вместе с нами там работали наш сын Андрей и дочь Елена. Сейчас она с семьей живет в Швейцарии, моему внуку Яну 1,5 года. Такая вот династия…
– О том, что вы один из активных членов национальной общины, мы уже знаем. А остались ли связи с Осетией?
– Они никогда и не прерывались, я часто привозил сюда и своих детей, и для них Осетия не пустой звук. Был даже анекдотичный случай, когда в военном билете Андрея в графе «национальность» записали «осетинец-русский».
А еще в Осетии – могилы моих родителей Харитона Додтиевича Каргинова и Валентины Егоровны Ревазовой. Во Владикавказе живет мой младший брат Валерий, двоюродный брат Эльбрус Урусов и другие близкие мне люди. Давно не был на родине, но этим летом обязательно хочу приехать.
Осетином себя гордо называет и мой шестилетний внук Захар, с трех лет участвующий в соревнованиях на картинге. Есть опыт и желание работать, вот и занимаюсь с детьми в карт-клубе.
– Ваши пожелания землякам?
– Мира, благополучия во всех сферах жизни и экономического процветания вам! Промышленность, к сожалению, плохо развивается по всей стране, нелегко и «КАМАЗу». Спорт, кстати, является для завода громадной рекламной акцией. На ралли нам противостояло 5 грузовиков «Ивеко», а это – автомобили века. У них есть скорость, у нас – надежность. Пусть будущее наше тоже будет надежным!
Неоценимую помощь в подготовке данного материала автору оказал заместитель председателя Международного общественного движения «Высший Совет осетин» Григорий Харитонович Бадтиев, так отозвавшийся о семье Каргиновых:
– О том, что среди наших земляков есть звезда автоспорта, я узнал год назад, когда собирал информацию о деятельности осетинской национально-культурной автономии в Татарстане. Председатель Татьяна Гульдиева назвала гордостью общества и республики в числе других и семью Каргиновых. И очень приятно, что благодаря газете «Северная Осетия» об их «автомобильной династии» узнают в нашей республике. Ждем новых успехов Андрея, будем им искренне рады!
Тамерлан ТЕХОВ
«Северная Осетия»