Каждый пишет, как он слышит
23 апреля – Всемирный день книги и защиты авторского права. Сам собой возникает вопрос: насколько уязвимы писатели и поэты, соблюдаются ли их права и вообще задумываются ли они над подобными вопросами? Ведь творческие люди подчас живут в своем, только им ведомом мире, в котором нет места не только вероломству, предательству, нечестности, но даже мыслям о них.
Исследуя настрой североосетинских писателей, мы задали им три вопроса:
1. Над чем Вы сейчас работаете?
2. Защищены ли, на Ваш взгляд, авторские права?
3. Встречались ли на Вашем жизненном пути попытки плагиата?
Ахсар КОДЗАТИ,
поэт, главный редактор журнала «Мах дуг»
Очень много дел в связи с выпуском журнала. Работа эта тяжелая. Отнимает львиную долю времени. Тем более, что журнал ежемесячный. На творчество времени остается немного. Тем не менее, я продолжаю писать стихи, перевожу русских и зарубежных поэтов, писателей. В издательстве «ИР» лежит моя рукопись прозы. Время от времени я обращаюсь к публицистике. Стараюсь затрагивать актуальные проблемы.
По поводу защищенности авторских прав ничего не могу сказать, никогда с этим не сталкивался. В этом вопросе я некомпетентен.
А вот со случаями плагиата сталкивался. Один немолодой автор в своей книге использовал целые строки одного из моих стихотворений. На эту книгу в газете «Растдзинад» в свое время появилась рецензия, в которой эти строки приводились. Так, собственно, я о них и узнал, потому что саму книгу не читал. Я тогда, помню, написал письмо в редакцию, но хода этому делу не дали. Бывали и другие случаи, когда не буквально списывали строки, а использовали идею, содержание. Однако до суда дело никогда не доходило.
Ирина ГУРЖИБЕКОВА,
народная поэтесса Осетии
Есть мечта написать пьесу, где соединялись бы миф и реальность. Сдан в издательство новый сборник стихов. А вообще поэту весьма сложно говорить о творческих планах, потому что стихи либо приходят, либо нет.
Авторские права было дело – защищались. Работал здесь уважаемый человек, следил, чтобы все было в порядке. Сейчас, по-моему, это пущено на самотек. Кстати, журналисты – тоже авторы. Можно ли считать защищенными авторские права, если сами работники главных республиканских газет получают вполне приличные оклады, а авторы – унижающий их мизер. Знаю, что многие просто отказываются от гонорара, чтобы не идти за копейками на край Владикавказа.
Теперь о плагиате. Явных списываний не замечала. Но иногда читаю стихи – две-три строфы писаны рукой мастера, а потом идет полный абсурд или нечто очень школьное.
Руслан ТОТРОВ,
писатель, главный редактор журнала «Дарьял»
Работаю над многим сразу. Пока что-то не сделаю, предпочитаю об этом не говорить – плохая примета. Могу сказать только одно: хочу сделать статью об исторических кульбитах.
Не знаю таких случаев, чтобы права литераторов сильно нарушались. В массовой культуре (я имею в виду попсу), да, такое бывает. В литературе трудно чьи-то романсы выдать за свои.
О плагиате слышал только разговоры. Реально о нем ничего не знаю.
Музафер ДЗАСОХОВ,
народный поэт Осетии, главный редактор журнала «Ногдзау»
Издал книгу мемуаров. Недавно завершил продолжение своих воспоминаний. Пишу о жизни, времени, людях, прошлом. Хотелось бы оставить что-то после себя.
О защите авторских прав скажу следующее: существует много вещей, за которыми трудно проследить. Когда звучит песня, которую ты написал, думаю, бывает приятно уже оттого, что она звучит. А перечислят за это деньги или нет – вопрос второстепенный. Лично я в обиде бы не был.
Что касается плагиата, то я могу говорить не о попытке, а о свершившемся факте. Один человек издал мое стихотворение под своим именем. Используют мои строчки и сейчас. Чего только ни бывает. Есть люди, которым ничего не стоит воспользоваться чужими трудами, строчками, куплетами.