В Квайсу – через Кударский перевал
// Вчера строители завершили проходку новой дороги к вершине Кавказского хребта
На прокладке газопровода «Дзуарикау – Цхинвал» Борис Багаев с первых дней. Он руководит строительством этого уникального объекта на всей территории Южной Осетии и, как никто другой, знает каждый метр трассы.
Из общей протяженности в 169 километров на южную сторону Кавказского хребта приходится около 70 километров. Но зато каких! 25 из них – это труднодоступные горные участки: склон Кударского перевала, район близ сел. Кемульта, где сложнейший рельеф с очень большим уклоном, переход через реку Паца недалеко от села Гуфта и Зарский перевал.
Но и на этих четырех участках есть места особой категории сложности, где строители газопровода в буквальном смысле ежедневно рискуют. Таким является узкая и крутая тропа, вьющаяся на 7 километров вверх вдоль гранитных скал к вершине Кударского перевала. В народе ее издавна называют «бараньим лбом», потому как издали напоминает голову этого неприхотливого животного, которое в суровых условиях высокогорья чувствуют себя уверенно и комфортно.
В июле 2008-го рабочие и специалисты московской компании «Стройпрогресс» и ее юго-осетинского подразделения приступили к штурму этого неприступного участка на высоте 3000 метров. Вооружившись современными технологиями горно-взрывных работ, мощными бульдозерами и экскаваторами, а, главное, огромным желанием непременно выполнить поставленную задачу, строители шаг за шагом приближались к заветной цели. И вот 18 ноября Борис Багаев рапортовал в Москву генеральному директору фирмы «Стройпрогресс» Альберту Джуссоеву: «Путь открыт!» А это значит, что через хребет не только шагнет газопровод, но и сезонная дорога из Зарамага в Квайсу, которая, несмотря на всю крутизну, будет довольно просторной: лишь в отдельных случаях ее ширина составит 12 метров, а большей частью – 18-24 метра. К тому же путь из Владикавказа в шахтерский центр Южной Осетии по этому маршруту, если его задействовать, станет на 46 километров короче.
Борис Багаев, правда, уточняет, что порядка двух километров дороги – там, где только-только отгремели взрывы – еще предстоит расширить. Но это уже дело ближайших дней. Вся высокопроходимая техника перебрасывается на другие участки, а доводить до ума дорогу под облаками останутся только один экскаватор и один бульдозер.
Важно отметить, что покорить подъем на Кударский перевал смогли как местные строители, так и высококлассные специалисты из Москвы, которые прекрасно отдавали себе отчет, как необходимы народу Южной Осетии российский газ и новые маршруты, связывающие с Россией. Именно московско-аланский сплав, как это уже не раз бывало в истории, принес успех и в этот раз.
«Я просто горжусь, с каким энтузиазмом работали бульдозеристы Сергей Козюлин (Москва), Заур Бибилов (Цхинвал), Гиви Чиаев (Квайса), Эдуард Багаев (сел. Сацала), экскаваторщики Дмитрий Ильченко (Москва), Владимир Вазагов (сел. Прис), Алексей Жажиев (сел. Кобет), Хасан Тедеев (Квайса), Леонард Танделов (сел. Теделет), а также начальник участка Тенгиз Базаев (Квайса) – говорит о своих коллегах Борис Багаев и добавляет: – Это и есть профессиональное отношение к делу, это и есть настоящий патриотизм».
Очень скоро верхнюю часть Кударского ущелья укроют сугробы снега, высота которых достигает здесь нескольких метров. Поэтому так важно было успеть продвинуться по максимуму. Сварка и укладка труб может здесь начаться, скорее всего, не раньше мая будущего года. Таким образом, необходимо за зиму и начало весны завершить основные работы на равнинных участках, чтобы в преддверии сдачи объекта №1 (напомним, срок – лето 2009 г.) сосредоточить все силы и технику на горной гряде.
Пока сложившийся расклад говорит о том, что шансы завершить строительство по утвержденному графику остаются высокими. На сегодняшний день на территории Южной Осетии сварено 16 километров труб. На днях сюда прибыла специализированная организация из Краснодара – ООО «Нефтегазстройсервис», которая имеет большой опыт в строительстве газо- и нефтепроводов. Краснодарцы начали сварочные работы в районе села Корсев Джавского района. При этом, как подчеркнул заместитель генерального директора Владимир Демин, его подопечные полностью обеспечены всем необходимым, включая собственную полевую испытательную лабораторию, специалисты которой будут рентгеновским способом проверять на соответствие стандартам каждый сваренный шов газопровода.
Всего строителям из Краснодара передано 40 из 70 километров трассы, которая, кстати, стала длиннее на 2,5 километра. Это произошло ввиду того, что из-за непреодолимых сложностей рельефа проектировщикам пришлось изменить маршрут прохождения газопровода в районе сел. Гуфта.
Наше время стало эпохой совершенно новых технических возможностей. Вот и газопровод «Дзуарикау – Цхинвал» вскоре завоюет марку самого высокогорного в мире. Но правы те, кто считает, что судьбу любого проекта решают все-таки люди. И весь ход строительства газовой магистрали из России в Южную Осетию подтверждает это.
Игорь ДЗАНТИЕВ