Осетия Квайса



На «Верхнем Ларсе» – пропускной коллапс

В течение нескольких последних дней около сотни машин остаются в пробке на пункте пропуска «Верхний Ларс» на участке Российско-грузинской границы. Движение из России в государства Закавказья для большегрузных автомобилей стало проблематичным из-за того, что с 1 ноября режим работы пограничного поста был переведен на зимний вариант.

Если в летнее время пропуск транспорта осуществлялся до 22 часов, то теперь шлагбаум закрывается здесь в 19 часов и открывается лишь в семь утра. Кроме того, с недавнего времени был снят запрет на провоз через «Верхний Ларс» акцизной продукции: табачных изделий и алкоголя, в связи с чем грузопотоки в этом сегменте границы значительно увеличились.

В руководстве Северо-Осетинской таможни пояснили, что сотрудники пункта пропуска находятся в постоянном контакте с водителями, ведут разъяснительную работу с ними. Тем, у кого заканчивается срок доставки товаров по процедуре таможенного транзита, оформляют необходимые документы на месте.

Вчера корреспонденты «СО» побывали на этом объекте и стали свидетелями пропускного ажиотажа: около сотни большегрузных фур выстроились в ряд вдоль обочины дороги, хвост колонны заканчивался чуть ли не у соседнего селения Нижний Ларс.

Дальнобойщик из Украины Николай Даниляк провозит товар через этот пост практически каждый месяц. Сейчас в кузове его многотонной иномарки партия металлопрофиля, которую надо доставить в Батуми. Он уже простаивает в очереди без малого двое суток. «Не уверен, что и в эту смену удастся пересечь границу, – сетует Николай. – По всей видимости, придется ждать наступления следующего утра. А ведь тут, перед шлагбаумом, никаких условий: ни перекусить, ни, простите, в туалет нормально сходить. А если к вечеру погода изменится и похолодает, то неизвестно, как согреваться будем!»

С ним солидарен и его «коллега по очереди» водитель автовоза Валентин Цветков, перевозящий партию новеньких автомашин «Нива» из Тольятти в Грузию: «Да ладно, уж мы, у нас товар железный, как говорится, перетерпит, хотя сроки доставки заказчику мы уже вряд ли выполним. Но как быть с теми, кто везет скоропортящийся товар? Ведь никто им убытки компенсировать не будет!»

Грузовой транспорт, скопившийся на посту, из самых разных регионов. Особенно много машин из Украины, Армении, Азербайджана.

По этому маршруту многие водители, с кем довелось пообщаться, проезжают регулярно, начиная с марта 2010 года, когда МАПП «Верхний Ларс» после реконструкции возобновил свою работу. При этом стоять здесь в пробке уже приходилось прошлой зимой из-за сильного снегопада на той стороне границы. Конечно, томительное ожидание – процесс не из приятных, но дальнобойщики – люди закаленные. Однако возникающие уже не в первый раз коллизии должны подтолкнуть ответственные ведомства к тому, чтобы создать в приграничной зоне хотя бы элементарные условия для тех, кто вынужденно коротает время в многочасовых простоях. А это уже вопрос и к местным органам власти.

А тем временем на паспортный контроль у сотрудников пограничного управления и на оформление грузов у таможенников уходят считанные минуты, благо пункт пропуска оснащен всей современной техникой. Задержка грузового транспорта связана в первую очередь с режимом работы самого пункта пропуска.

Зеленый сигнал семафора и регулярно поднимающиеся шлагбаумы, командные голоса постовых: «Проезжайте!» – дают уверенность в том, что былое транспортное оживление здесь уверенно восстанавливается. И уже в скором времени Военно-Грузинская дорога будет использована по своему прямому назначению. Только вот к этим позитивным переменам надо быть тоже готовыми, чтобы североосетинский участок государственной границы был не только надежным форпостом, но и привлекательным объектом для расширения внешнеэкономического сотрудничества. Увы, пока в этом плане имеются серьезные пробелы…

З.ТИМЧЕНКО, К.ФАРНИЕВ (фото)
«Северная Осетия», 28.11.2012