Осетия Квайса



Почему вода не уходит?

Жителей сел Раздзог и Заманкул продолжает тревожить ситуация с подтоплением этих населенных пунктов и недостаточная эффективность мер, принимаемых для устранения последствий такого явления. Они продолжают обращаться в редакцию с просьбой посодействовать установлению истинных причин стихийного проявления природы и принятию необходимых мер по исправлению ситуации.

Свою точку зрения на проблему высказывает кандидат геолого-минералогических наук Батрбек КУСОВ, побывавший на днях в зоне стихийного бедствия.

Для отвода воды из подтопленных домов в Раздзоге была прорыта дренажная канава длиной 500 метров и глубиной до 3–4 метров параллельно улице Ленина через огороды жителей. Через некоторое время от верхнего окончания канавы перпендикулярно ей на восток в сторону водовода, проходящего по ул. Ленина, была прорыта такая же канава длиной около 30 метров. Кроме того, для проверки роли сельского водопровода в подтоплении домов в течение одной недели в Раздзоге полностью была отключена вода. Люди обеспечивались привозной водой. В результате были установлены весьма интересные факты.

После отключения воды исчезли все четыре родника (источника) пресной воды по улице Братьев Гусовых, которые четко обозначали местонахождение водовода. После включения водопровода родники снова появились. Из крана в нижней части улицы Ленина вода шла все время, даже когда ее отключали, но только она была грязной, с примесью ила. А когда открыли воду, то из кранов многих жителей сразу же пошла грязная вода с илом и через некоторое время стала чистой.

В дренажные канавы вода поступает не снизу, как ожидалось бы в случае проявления подземных природных вод, а со стенок канав и особенно с контакта плодородного слоя (рыхлого чернозема) с подстилающей глиной желтоватого цвета. А в 30-метровую канаву, которую прорыли от основной на восток в сторону водовода по улице Ленина, почти вся вода поступает с боковой стенки восточного торца канавы, то есть с ближайшей к водоводу точки. Эти факты не оставляют никаких сомнений в том, что главной причиной подтопления домов является прохудившаяся водопроводная сеть. А все остальное – дожди, грунтовые воды и т. д., могут только слегка усиливать или ослаблять ситуацию. И в связи с этим, как минимум, странным выглядит решение о строительстве дренажных канав как спасительной основной меры. В результате создалась ситуация, при которой вода из водовода через рыхлый плодородный слой идет под домами западной стороны ул. Ленина и разгружается в канаву, вынося с собой тонкий ил темного цвета, который местами хорошо виден на фоне желтоватой глины.

В Заманкуле никаких аналогичных мер пока не приняли, но и там основная причина подтопления домов была «легализована» 31 июля текущего года на рабочей встрече актива села – главы АМС и депутатов с руководителем республиканского государственного унитарного предприятия по эксплуатации групповых водопроводов Сергеем Цириховым. Присутствовал и я. Обсуждалось много вопросов. Но главная тема – нехватка воды, несмотря на то, что в накопительный бассейн ежедневно подается 600 кубометров воды при норме 400. Примерно половина дворов в селе лишены постоянного источника воды и перебиваются кто как может. На настойчивые требования актива села увеличить количество подаваемой воды Сергей Цирихов сказал, что он может ежедневно в ночное время (ночной тариф на электроэнергию значительно дешевле) подавать 1000 кубометров воды, которой должно хватать на сутки, но и это не спасет тех жителей, у которых сегодня нет воды. И объяснил – почему. По проекту сельский водопровод должен был строиться из цельнотянутых металлических труб с толщиной стенки 4 мм. По требованию же заказчика металлические трубы в проекте были заменены на полиэтиленовые с толщиной стенки до 12 мм. А в процессе строительства подрядчик без согласования с проектировщиками положил пластиковые канализационные трубы, не рассчитанные на те давления, которые могут возникать в сети, особенно в нижних частях села. Далее С. Цирихов напомнил присутствующим, что при опрессовке сети перед пуском воды трубы испытание не выдержали, что было подтверждено некоторыми присутствующими.

В связи с изложенными фактами случаи подтопления некоторых домов в Раздзоге и Заманкуле могут оказаться «цветочками» по сравнению с тем, что грозит через некоторое время. Известно, что глина и сильно глинистые породы при переувлажнении полностью теряют свои несущие способности и ведут себя как аморфное вещество. На территории нашей республики оползневые процессы, вызванные этой причиной, случались не раз. В 70-х – 80-х годах прошлого века на северном склоне Терского хребта в Моздокском районе южнее с. Предгорное из-за многочисленных утечек воды, используемой для нефтепромысловых нужд, произошло переувлажнение глин, вызвавшее оползневые процессы. На их месте от нефтепромысла остались отдельные детали нефтепромыслового оборудования. А от скважин, которые давали нефть с помощью станков-качалок, не осталось и следа.

В 1992 году в ОПХ «Октябрьское» Моздокского района тоже произошел аналогичный случай, хотя причина переувлажнения глинистой почвы была несколько иной. Но сами причины роли не играют, они могут быть разными. К чему это привело – хорошо видно на фотографии.

Об этих фактах я вспомнил вот почему. Как известно, через два года вода из родников «Фаныкдон» в Кобанском ущелье должна поступить самотеком до некоторых сел Пригородного и Правобережного районов, в том числе и в Ст. Батако, Раздзог и Заманкул, расположенных на глинах на южном склоне Сунженского хребта. Проект уникальный как по идее, так и по масштабам. Но нетрудно представить, что может произойти, если в существующие сельские водопроводные сети Раздзога и Заманкула начнет круглосуточно поступать вода тысячами кубометров. Возможно, в первые дни в Заманкуле у всех появится вода в кранах. А далее …. не хочется прогнозировать.

Чтобы исключить любые «неожиданные и доселе невиданные» трагические последствия, надо бы к приходу родниковой воды из Кобанского ущелья в селах полностью построить водопроводные сети, отвечающие реальным условиям водоснабжения. Если этого не будет сделано, то, скорее всего, в очередной раз исполнители этого уникального проекта выполнят его по принципу «хотели как лучше…», и вода из Кобанского ущелья вместо блага принесет неприятности.

Поводом для такого пессимизма является не только опыт по реализации таких проектов, но и конкретные факты. Зафиксирован эпизод строительства магистрального водовода в Кобанском ущелье, где трубы уложены прямо в русле горной реки Гизельдон. По такому водоводу в населенные пункты вода в итоге может пойти из реки, а родниковая, как и прежде, окажется в Каспийском море.

Не добавляют оптимизма и слухи о возможной приватизации групповых водопроводов.

Возможно, суждения Б. Кусова покажутся кому-то слишком резкими. Но они не лишены логики и вызваны желанием решить проблему в интересах сельчан, испытывающих различные трудности. А раз так, то почему бы не прислушаться к ним в интересах устранения последствий стихийного проявления природы?

P.S. Когда материал готовился к печати, мы поинтересовались у жителей Заманкула и Раздзога о ситуации в селах. Оказалось, что уменьшение количества осадков за последние дни привело к некоторому падению уровня подтопления. Но в целом заболоченность остается, как и вода в подвалах домов.

«Северная Осетия», 16.08.2012