Осетия Квайса



В Северной Осетии святилище стало объектом финансового спора

Старейшины одного из сел в Северной Осетии и местный чиновник не поделили пожертвования, которые паломники отдают за поддержку святого, покровителя воинов Уастырджи. Между власть имущими развернулась настоящая финансовая борьба, о подробностях которой узнала корреспондент ТМРК «Мир».

Кобанскому святилищу святого Уастырджи около 2,5 веков. Оно находится в 20 километрах от Владикавказа. Здесь останавливаются, чтобы утолить жажду и помолиться святому Уастырджи –  покровителю мужчин, воинов и путников у осетин. Многие местные жители верят: когда 10 лет назад в Северной Осетии сошел ледник Колка, именно святилище остановило его и не дало стереть с лица земли селение Гизель.

Испокон веков за святилищем присматривали жители Кобанского ущелья. До сих пор из каждого села выбирают четырех священнослужителей – дзуарылагта. Они следят за порядком в молельне, организовывают праздники и распределяют пожертвования между нуждающимися.

По поверью, чтобы заручиться покровительством Святого Уастырджи нужно опустить монетку в емкость для пожертвований. Здесь за пару недель может накопиться более 150 тысяч рублей. Эти деньги и стали причиной скандала.

«Директор групповых водопроводов станицы Архонской объявил себя хозяином всего ущелья. Это Сергей Цирихов, который сказал: «В этом ущелье командую я». [Он] забрал ключи от хранилища пожертвований и положил их в карман. Изъял оттуда деньги», – рассказывает священнослужитель, член международной общественной организации «Высший Совет Осетин» Сергей Худиев.

Виновник скандала уверяет, что изъятые деньги были честно распределены между нуждающимися. Для контроля над расходами он создал комиссию из числа сотрудников водоохранного предприятия, которым он руководит.

Священнослужителям Сергей Цирихов не доверяет.

«Они 20 лет владели этим объектом. За 20 лет пусть отчитаются, как мы отчитываемся. Куда деньги уходили. Тот объект, о котором идет речь, те пожертвования, которые люди там опускают, находится на нашей санитарной зоне. Закрытой зоне. Мы готовы до копейки отчитаться», – заявил директор ГУП по эксплуатации групповых водопроводов Северной Осетии.

В благие намерения Цирихова старейшины не верят.

«Когда он вынимает деньги, то это не санитарная зона, а когда дзуарылагта берут деньги, то это санитарная зона», – возмущается священнослужитель Ахсар Ходов.

Впрочем, спор теперь идет не только за святые деньги – это еще война за территорию. Согласно документу, который имеется на руках у священнослужителей, трасса является границей между двумя зонами. Территория справа относится к Комитету лесного хозяйства республики. На этой стороне и находится святилище. Территория слева – санитарная зона водоохранного предприятия. Яблоком раздора стал источник возле молельни. За него несет ответственность предприятие Сергея Цирихова.

Директор водопроводов предлагает перенести святилище подальше от источника или сделать другой сейф за пределами санитарной зоны. Но об этом не может и быть речи – запрещено осетинскими обычаями.

«Нам должно быть стыдно говорить на эту тему, – пояснил представитель «Высшего Совета Осетин» Руслан Икаев. – Наши предки, наверно, сейчас перевернулись в своих могилах, услышав, что здесь творится».

«Хозяевами должны быть те люди, которых избрал народ. Если представителя администрации народ изберет представителем святилища, то он таким образом сможет работать», – считает замглавы «Высшего Совета Осетин» Таймураз Хутиев.

Пока неизвестно, кому достанется право обладать ключом от заветного ларца. Священнослужители установили новую емкость для пожертвований. Теперь их в святилище две. Куда опускать пожертвования, выбирают сами паломники.

Анна ДЖИГКАЕВА,
ТМРК «Мир», 16.07.2012