Осетия Квайса



Ее актерская звезда

У женщины не принято спрашивать, сколько ей лет. Но Александра Турик, заслуженная артистка России, народная артистка Северной Осетии, своего возраста, улыбаясь, не скрывает: 10 июня коллеги, поклонники, близкие и друзья поздравили ее с 70-летним юбилеем. Хотя поверить в это, право же, не просто трудно – практически невозможно: настолько она пленительно женственна, красива, энергична и полна творческих сил. А сыграно Александрой Николаевной за полвека, отданных сцене, более 170 ролей. Одна из ведущих актрис владикавказского Русского академического театра им. Е. Вахтангова, она вписала в его творческую летопись по-настоящему яркую, золотую строку…

Деревенская девчонка из смоленской глубинки, сызмальства приученная к труду, в детстве Саша и не мечтала о том, что когда-нибудь станет артисткой. Война рубцом пролегла сквозь ее судьбу: рожденная в грозном 1942-м, она чуть было не погибла, когда в ее родную деревню Лисичино вошли фашисты. Двое из них стали перебрасываться ею, восьмимесячной, как мячиком, стреляя при этом. Так развлекались. Мать упала в обморок… Волей судьбы девочка осталась жива. Сделалась талантливой театральной актрисой, счастливой женой и матерью. И так сошлись звезды в ее судьбе, что второй родиной для нее стала Осетия…

– Александра Николаевна, работе на сцене владикавказского Русского академического театра вами отдано уже 45 лет. Как получилось, что дороги актерской судьбы привели вас именно на Кавказ?

– В 1967 году мы с мужем Вячеславом Вершининым приехали в Осетию по направлению актерской биржи труда. Об этом замечательном театре узнали от его директора Юлии Володской. А приехав сюда, во Владикавказ, тогда еще – Орджоникидзе, мы сразу и навсегда влюбились в этот город: горы, Терек, запах чебуреков, важные павлины в парке, необыкновенно сердечные, гостеприимные люди – все это произвело на нас сильнейшее впечатление. Позднее были предложения от других театров, в том числе от Калининградского и Краснодарского. Но к тому времени мы с супругом были уже ведущими актерами Русского театра, нас отсюда не отпускали. Да и «держала» любовь к Осетии…

– Расскажите о своих первых ролях.

– Учась в Волгограде в театральной студии при драмтеатре им. М. Горького, уже на первом курсе я играла эпизодические роли. А одной из первых моих ролей на сцене Русского театра была роль мальчика-юнги в массовке в пьесе «Вьюга» в 1967 году. В спектакле «Уходят женщины» я сыграла Лену, затем Клавдию в «Солдатской вдове». Это был отрицательный образ женщины-стяжательницы, героини очень непривлекательной…

– Кстати, вами сыграно достаточно много отрицательных ролей. Не сопротивляется ли внутренне актерская душа, вживаясь в такие образы?

– Мне как раз нравится играть отрицательные роли, изобличая пороки. Такой ролью была у меня и роль содержательницы притона в спектакле «Яма» по Куприну – одна из самых, пожалуй, интересных в этой «галерее»…

– А какие еще роли – в числе любимых?

– Нравилась роль Памелы в спектакле «Моя дорогая Памела». А в большом спектакле «Последний пылко влюбленный» по пьесе Н. Саймона мной одновременно были сыграны три роли. Пришлось непросто: нужно было быстро перевоплощаться. Но, опять-таки, это была очень интересная работа.

– Ваш супруг Вячеслав Вершинин, народный артист России, один из любимцев публики Осетии, нередко становится вашим партнером по сцене. Играете вы и в пьесах, которые он режиссирует. Легко или трудно работать вместе?

– Нелегко, потому что он следит за мной как режиссер, а это напрягает. Кроме того, если что-то не получается, то Вячеслав обвиняет в первую очередь меня: он строг ко мне куда больше, чем к другим. (Улыбается.)

– Наверняка были у вас и поклонники. Вячеслав Григорьевич не ревновал?

– Нет. Хотя зачастую и говорят, что актерские семьи некрепкие, у нас хорошая, дружная семья. Но забавных случаев, связанных с этим, было много. Когда мы были однажды на гастролях в Ростове, у меня появился поклонник, который приходил на каждый спектакль с цветами. А роли, нужно сказать, у меня были роскошные! И вот после спектакля «Стихийное бедствие», в котором я играла замотанную, «погрязшую в быте» женщину, цветов я не получила. Спрашиваю билетершу: «Моего поклонника не было?» Она отвечает: «Был и унес цветы обратно. Сказал, что такая есть у него дома!» Вспоминается и другой случай. В спектакле «Будьте здоровы, мсье!» я играла Вивиан – красавицу-кокотку. На мне было шикарное платье с обнаженной спиной, яркий грим… И когда после спектакля мы выходили из театра, какой-то мужчина с цветами спросил у меня: «А Вивиан скоро выйдет?» Я говорю, что – скоро, ждите…

– И – «дежурный юбилейный» вопрос, Александра Николаевна. Вы считаете себя счастливой?

– Да. И в семейной жизни, и в творческой.

…А то, что Александру Турик публика любит, сомнения не вызывает: ей звонят благодарные зрители, узнают на улице, нередко берут ей билеты в транспорте, немало смущая этим актрису… Александра Николаевна рассказывает: «В спектакле «Немного нежности» по сюжету дочь сдает мою героиню в приют. Через несколько дней после спектакля стою на остановке, и вдруг ко мне подходит женщина и взволнованно говорит: «Спасибо вам, что вы есть. Мне ваша игра перевернула всю душу: я забрала своего отца из дома престарелых….». И актриса отвечает зрителю взаимностью, полностью вживаясь на сцене в образы своих героинь. Очень разные, но всегда – глубокие, тонкие, мастерски раскрытые…

 Следует отметить и преподавательскую работу актрисы: она ведет технику речи и художественное слово в творческих учебных заведениях Владикавказа. А еще Александра Николаевна Турик-Вершинина – удивительно светлый человек. Интереснейшая собеседница. И (это – уже для души) – потрясающая рукодельница, творящая чудеса иглой и спицами… Словом, истинная женщина и замечательная актриса. И ее юбилей – это еще один повод для восхищенной публики Осетии признаться ей в любви…

Т.ГРИГОРЬЕВА,
«Северная Осетия»