Осетия Квайса



До Великой Отечественной в горах Южной Осетии успешно выращивали пшеницу

Игорь ДЗАНТИЕВ

70 лет назад, 25 сентября 1938 года, на бюро Юго-Осетинского обкома партии был заслушан доклад о результатах опыта выращивания пшеницы в горах на высоте 2000 метров. Бюро признало эти опыты перспективными и приняло постановление об их продолжении и расширении экспериментальных посевов.

Главным экспериментатором стала Елизавета Буш, которая вместе со своим супругом, Николаем Бушем, имя которого и сегодня носит одна из улиц Цхинвала, в то время считалась одним из самых талантливых советских ботаников. Смелые, новаторские и, как показала практика, весьма перспективные исследования, которые проводили Елизавета и Николай Буш, сыграли весомую роль в переосмыслении представлений о возможностях горного земледелия.

А предыстория была такова. В 1936 году супруги Буш основали в северо-восточной части Южной Осетии на высоте 2200 метров Юго-Осетинский луговой стационар. Они занимались детальным научным изучением отдельных видов высокогорных растений и на этой основе вырабатывали рекомендации по борьбе с белоусом и чемерицей для качественного улучшения травостоя на лугах.

Эта работа предшествовала выполнению другой задачи – возможностям выращивания ценных хлебных культур в высокогорье и интродукции холодостойких сортов пшеницы. Эксперименты проводились не только на площадях стационара, но и на 15 наблюдательных участках размерами от 100 кв. м до 1 га, на разной высоте, на склонах разных экспозиций.

Результаты трехлетней работы Елизавета Буш опубликовала в журнале «Советская ботаника» (№3 за 1939 г.). Вот некоторые выдержки из этой замечательной работы, касающиеся экспериментов с пшеницей.

«Я начала еще в октябре 1937 г. хлопотать о получении от Ленинградской опытной станции по полеводству через старшего селекционера по пшеницам А.В.Наволоцкого зерен холодостойких сортов пшеницы. Благодаря любезности А.В.Наволоцкого в конце января мы получили 4 сорта пшеницы по 8 кг каждого.

После очистки и дезинфекции мы послали их в конце марта 1938 г. через ЦИК Юго-Осетии в Средне-Эрманский колхоз, находящийся в 2 км от стационара (земли колхоза вплотную подходят к стационару).

Еще осенью 1937 г. я сговорилась с отдельными колхозниками: с Крымом Туаевым (сотрудник нашего стационара), Егором Короевым и Давидом Бегизовым, что они по моим указаниям посеют пшеницу на тех местах, которые им были указаны на их землях. Места эти расположены на южных склонах между селениями Средним и Верхним Эрман, на 2200 м высоты, и над селением Эдис на высоте 1900 м. Я просила этих колхозников только не сеять на северном склоне и близ реки, так как в таких местах застаивается холодный воздух, бывают туманы, и заморозки случаются чаще и с более низкой температурой, чем на возвышенных местах…

В начале пшеница развивалась хуже местного ячменя и была значительно ниже его. С середины июля пшеница быстро стала перерастать ячмень и зацвела на 10 дней позднее ячменя.

Так как были попытки сеять на высоте 1900 м пшеницу с равнины с окрестностей Сталинира, т.е. с 800 м высоты, и она либо не зацветала, либо не вызревала, то поэтому вначале колхозники не особенно верили в успех наших опытов.

К 10 сентября стало ясно, что пшеница созреет в ближайшие дни. Действительно, она созрела в Эдисе к 16.09.1938, а в Эрмане к 20.09.1938.

К этому времени население уже так заинтересовалось нашими опытами, что всюду стали о них говорить по всему бассейну р. Большой Лиахвы ив праздники приходили нарочно за 30-40 км посмотреть пшеницу. Правда, от этих посещений пшеница страдала, так как каждый колхозник непременно хотел попробовать зерно, и наши уговоры не трогать его до созревания не всегда помогали…

Во всех сортах высеянной пшеницы зерен в колосе было от 30 до 45, в то время как в колосе ячменя было от 15 до 25.

Всего засеяно было 1400 кв. м…

Собрано зерна в Эрмане на 2200 м с 8 кг всего 70 кило…

22 сентября 1938 г. мы сняли последнее зерно с унавоженной пшеницы и утром 23 сентября, закончив все опыты, выехали в Сталинир, где 25 сентября делали доклад на бюро Юго-Осетинского обкома партии.

После нашего доклада было постановление обкома расширить в 1939 г. эти опыты, результаты которых правительство Юго-Осетии признало блестящими и премировало всех трех колхозников, помогавших нам осуществить посевы пшеницы, по 300 р. каждого…»

В 1939 г. опыты супругами Буш были продолжены и принесли не менее эффективные результаты. Сегодня, когда строится молодое осетинское государство, важно помнить о лучших традициях предшествующих поколений в различных отраслях народного хозяйства, среди которых аграрный сектор по праву считается одним из ключевых.

*   *   *

Протокол №Б-22
заседания бюро Юго-Осетинского обкома КП (б) Грузии

от 25 сентября 1938 года

 

21. О работе Юго-Осетинского Горно-Лугового Стационара Академии наук СССР (Буш Н.А.)

Высказались: Санакоев В., Бекоев Д., Хубаев В., Цховребашвили В.

Представленный проект постановления утвердить (прилагается).

Постановление Бюро Юго-Осетинского Обкома КП (б) Грузии

от 25 сентября 1938 г.

«О работе Юго-Осетинского Горно-Лугового Стационара Академии наук СССР»

Заслушав доклад Н.А. и Е.А.Буш о работе Юго-Осетинского Горно-Лугового Стационара Академии наук СССР, бюро Юго-Осетинского Обкома КП (б) Грузии отмечает, что трехлетний опыт работы Юго-Осетинского Горно-Лугового Стационара Академии наук СССР дал ряд достижений.

Работа стационара по опытному изучению отдельных видов полевых и вредных растений позволили установить меры к улучшению лугов и искоренению вредных луговых сорняков.

Опыт культуры северных пшениц в Эрмане (2200 м), Эдисе (1900 м) дали положительные результаты: при посеве в высокогорных районах следующие сорта пшеницы: Ферругинеум №96, Гарнет №85 и Г.Д.С. №24.

Бюро Юго-Осетинского Обкома КП (б) Грузии ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Н.А. и Е.А.Буш на основе уже достигнутых результатов издать краткую инструкцию по борьбе с сорняками.

Наркомзему Юго-Осетии перевести указанную инструкцию на осетинский язык и организовать эту работу.

2. Предложить секретарям РК КП (б) Грузии и председателям РИК-ов принять все необходимые меры по очистке сенокосных и пастбищных участков от сорняков и принять меры по охране сенокосных участков от потравки и очистки их от камней.

3. Просить Нарокмзем Грузинской ССР отпустить пшеницу Ферругинеум №96, Гарнет №85 и Г.Д.С. №24 для засева на опытных участках высокогорных сел Области.

4. Поручить ЦИК-у отметить работу по внедрению новой культуры пшеницы колхозников: Короева Егора, Туаева Кирима и Бегизова Давида.

5. Поручить Джавскому РК КП (б) Грузии (т.Кулумбегову) проверить на месте состояние убранной пшеницы с опытных участков указанных колхозников и принять меры для очистки и надлежащего стопрцентного сохранения всего зерна.

6. Поручить ЦИК-у на основе указаний Н.А и Е.А.Буш завезти необходимое количество семян картофеля для опытных посевов из высокогорных районов Кабардино-Балкарской АССР.