Осетия Квайса



Загадка Бибилова

Александр ИСАКОВ,
эксперт фонда «Кавказ в современной политике»

Президент Южной Осетии завершает формирование кабинета министров республики. Вчера он назначил министром иностранных дел РЮО Давида Санакоева, своего соперника по второму туру повторных президентских выборов. В тот же день были утверждены в должностях министра обороны Валерий Яхновец и министра культуры Махар Кокоев, сохранившие свои прежние посты.

Если учесть, что ранее в ряды исполнительной власти вошла целая когорта лидеров общественно-политических сил, наиболее решительно противостоявших режиму Э.Кокойты (Алла Джиоева – вице-премьер, Анатолий Баранкевич – руководитель аппарата правительства, Аза Хабалова – министр финансов, Родион Сиукаев – госсоветник по социальным вопросам, Алан Плиев – глава Цхинвальского района), то следует признать, что Тибилов последовательно проводит ранее заявленную линию на консолидацию югоосетинского социума.

Именно такой подход, когда к руководству республикой в лице достойных специалистов привлекается весь спектр общественно-политических сил, представляется наиболее устойчивой конструкцией организации власти в Южной Осетии с точки зрения стабильности и перспективы. Нынешний руководитель РЮО не идет на поводу только у одной части общества, подтверждая на практике, что готов быть президентом всех граждан республики.

Единственной заминкой Тибилова в проведении этих кардинальных и ожидаемых народом реформ некоторые аналитики видят в чрезмерно затянувшемся кадровом обновлении. Сравнивают даже с Северной Осетией, где недавний правительственный кризис был разрешен за несколько дней, и полностью сформированное правительство уже приступило к работе.

Но такое сравнение не вполне корректно даже на фоне сложных финансово-экономических проблем Северной Осетии. Новому Президенту Южной Осетии досталось такое тяжелое наследие, что он вынужден расчищать завалы буквально шаг за шагом, да еще с учетом важности максимально точного отражения межгосударственных интересов и поиска баланса в противоречивых настроениях самого югоосетинского общества.

Не случайно так сложно шли переговоры (которые, по моим сведениям, в один момент были на грани провала) с Аллой Джиоевой. Не выглядит спонтанным и назначение Давида Санакоева. Президент Южной Осетии продемонстрировал твердость и понимание реальной внутренней ситуации, когда, несмотря на мощное давление (в основном из Владикавказа) освободил от должности Доментия Кулумбегова, который и при Э.Кокойты, и при В.Бровцеве восседал в кресле первого заместителя председателя правительства. Даже в Сочи на переговоры с В.В.Путиным съездил в составе югоосетинской делегации – не помогло.

Но, пожалуй, самой большой интригой была и остается судьба Анатолия Бибилова, который проиграл во втором туре осенних президентских выборов Алле Джиоевой и с именем которого многие жители Цхинвала связывают возникший острый политический кризис, едва не приведший Южную Осетию к тотальной гражданской войне.

Бибилов в бытность Э.Кокойты занимал должность министра по чрезвычайным ситуациям. Сейчас он продолжает исполнять эти обязанности. У Тибилова в этом случае нет хорошего решения. Он может попытаться найти только наименее болезненное. И есть вероятность того, что и с этой задачей сумеет справиться, не оглядываясь на советы со стороны, которые легко дают те, кто, оставаясь в тени, не несет никакой ответственности.