Осетия Квайса



Культура – не роскошь, а барометр состояния общества

pax_cultura_964Сегодня исполняется 85 лет с тех пор, как в Вашингтоне главами ряда стран американского континента был подписан документ, известный как Пакт Рериха. Он содержал основные принципы охраны ценностей культуры. В дальнейшем Пакт Рериха стал основой договора, подписанного в Гааге уже представителями многих стран мира.

Культура у нас, в некогда самой читающей стране мира, нередко остается на задворках государственного внимания, финансируется по остаточному принципу. Да и проникновение коммерции нивелирует некогда незыблемые ценности. Как результат – общий уровень культуры в последние годы существенно изменился. И Северная Осетия – не исключение.

В канун Всемирного дня культуры специальный корреспондент сайта «Осетия-Квайса» Ольга РЕЗНИК обратилась к жителям РСО-Алания с вопросом:

Что нужно сделать, чтобы поднять уровень культуры в Северной Осетии?

Ирина ГУРЖИБЕКОВА, народная поэтесса Осетии

Прежде чем повышать уровень культуры, надо к ней изменить отношение сверху донизу. Если судить о культуре по правительственным циркулярам, то складывается впечатление, что руководство страны и нашей республики считают ее помехой на пути к славному развитию экономики.

Сегодняшний день, чего греха таить, отмечен падением нравов, торжеством безвкусицы, а это, конечно же, затрудняет развитие культуры. Мы много говорим ныне о необходимости сохранения традиций, культуры наших предков. А что наблюдаем в реальности? В музеях все меньше посетителей, театрам молодежь предпочитает тусовки. А почему бы не попытаться хотя бы в одной отдельно взятой республике сохранить то, что создавалось веками? Пора повернуть общество лицом к культуре. Нужно научиться ценить каждого, кто занимается творчеством – ценить и морально, и материально. Это  как раз-таки и будет способствовать поднятию уровня культуры.

Давно пора издать указ о государственной поддержке культуры. Если такой указ до сих пор не родился в центре, почему он не может быть издан у нас, в Северной Осетии?

Игорь НАСОНОВ, композитор, преподаватель теоретических дисциплин Владикавказского колледжа искусств им. В. Гергиева

У нас в республике многое делается для того, чтобы культура и национальная, и русская была на должном уровне. Но культура – это все же та субстанция, которая требует денежных вложений. Кризис, насколько мне известно, уже подходит к концу. Поэтому стоит, наверное, подумать о том, чтобы вкладывать больше денег, например, в музыкальную культуру, хочется, чтобы к нам приезжали известные исполнители. К тому же, в филармонии, основном очаге концертной деятельности Северной Осетии, ремонт близится к завершению. Таким образом, есть, где развернуться. Но все, в конечном итоге, упирается в финансирование. Если оно будет достаточным, то оживет, скажем, музыкальная жизнь нашей столицы. Точно так же, наверное, и во всех других областях.

Классическая культура зависит от государственной поддержки. Будет эта поддержка – поднимется уровень культуры.

Фидар ФИДАРОВ, заслуженный художник РСО-Алания, директор Владикавказского художественного училища

Все начинается с малого. Что нужно сделать в первую очередь? Перестать плевать на тротуар, поставить во Владикавказе, как можно больше, урн, чтобы те, кому они мешают, устали пинать их ногами. Кроме того, я бы запретил продавать на улицах семечки. Пусть ими торгуют на базаре. Ведь вряд ли кто-то выходит из дома, набив карманы семечками. Но они наполняют карманы, коли их продают на каждом углу. В результате шелуха от семечек разбросана повсеместно.

В 1998 году вместе с другими нашими художниками я был на выставке в Краснодаре. В первую очередь, нас поразило там то, что через каждые десять шагов в городе стояли урны, повсюду были развешаны огромные плакаты с надписями: «Краснодар – самый чистый город в мире». Таким, я считаю, и должно быть отношение к своему родному городу.

И пусть таких антиреклам, какую я видел недавно по местному ТВ (человек с бумажкой в руках бежит и не знает, куда ее выбросить, потому что на его пути нет урн), будет больше. Кстати, о телевидении. Раньше осетинское ТВ каждый вечер в определенное время показывало мультик для детей, потом художественный фильм, в том числе и картины, снятые Северо-Кавказской студией, для взрослых. Это были добрые советские фильмы о любви, о дружбе, о производстве. Теперь любовь заменили сексом, завод у телезрителей ассоциируется с Дулиным с его нетрадиционной ориентацией…

Если раньше убийство во Владикавказе считалось ЧП, то теперь только и слышишь: того «завалили», этого «завалили» – как на скотобойне. Человеческая жизнь ничего не стоит. И это пропагандирует телевидение.

А матерщина, которую слышишь на каждом шагу? Ведь раньше у нас подобного не было. Когда я служил в армии в Хабаровске, то не переставал удивляться, что мат там – обыденное явление, люди на нем разговаривают. У нас в ту пору ничего подобного не замечалось. Волна бескультурья хлынула в 90-е годы вместе с потоком беженцев. Тогда вырывались трубки в телефонах-автоматах, ломались скамейки…

Сейчас нас захлестнула новая волна. Мат слышен со всех сторон. Увы, он становится нормой нашей жизни. Кто виноват? Считаю, что все начинается с семьи. Виноваты, в первую очередь, родители.

И другой наш извечный российский вопрос: что делать? У нас сегодня цензуры нет. И, слава Богу. В то же время в соседних республиках, как известно, «отрубили» канал ТНТ, и молодежь там не смотрит «Дом 2». Я считаю, что на республиканском уровне можно и нужно вводить какие-то ограничения и, как можно больше, пропагандировать настоящую культуру. С коммерческой точки зрения, быть может, передачи о художниках, музыкантах, представителях других творческих профессий не несут выгоды. Но они необходимы, они-то как раз и способны поднять уровень культуры.

А почему бы к Дню культуры не развесить по всему Владикавказу баннеры с портретами Вероники Дударовой, Махарбека Туганова, Павла Ядых? Пусть все, в том числе и молодежь, знают, что это наша культура. Культуру следует больше пропагандировать. Это должно делаться систематически и в учебных заведениях. Тогда и уровень культуры повысится.

Владимир Уваров, народный артист России, директор Академического ордена Трудового Красного Знамени Русского театра им. Е. Вахтангова РСО-Алания

Театры достаточно комфортно существуют в Северной Осетии. Правительство делает все для того, чтобы они благодатно развивались. Но вопрос финансирования является краеугольным. Будет финансирование – станет подниматься культурный уровень. Ведь сегодня в театр, где мизерная зарплата, идут только альтруисты, которые не мыслят своей жизни без сцены. Талантливая молодежь, когда узнает, какая зарплата у актеров, уходит в поисках лучшей доли. А если актеры будут получать достойное жалование, сколько талантов может раскрыться на нашей сцене! Спектакли станут лучше. Зрители потянутся. Поднимется уровень культуры.

Татьяна ОСТАЕВА, искусствовед, заслуженный деятель искусств РСО-Алания

Наверное, приобщение людей к культуре начинается с посещения выставок, театров, филармонии. Очень хорошо, что в последнее время в Театре оперы и балета, благодаря Ларисе Гергиевой, выступают солисты Мариинского театра. У владикавказцев появилась уникальная возможность прикоснуться к настоящему искусству.

На телевидении, по радио должны чаще идти передачи о культуре, что дает пищу уму и сердцу. В реальности, к сожалению, низкого уровня эстрада заполонила все и вся. А это, естественно, отражается на общем уровне культуры.

Куда подевались художественные чтения? Раньше по радио можно было послушать того же «Евгения Онегина». Сейчас же молодежь ничего не читает, да и послушать, увы, ничего не может.

А почему бы на местном телевидении не уделять больше внимания передачам о культуре и искусстве, не проводить дискуссии на эти темы в молодежной среде? Отношение к культуре должно формироваться с детства, роль школы в этом процессе трудно переоценить. Кроме того, необходимы, как воздух, интересные мероприятия, которые привлекали бы молодежь. К примеру, открытые бесплатные концерты. Раньше те же школьники ходили по абонементам в филармонию,  их водили на экскурсии в планетарий, в музеи. Сейчас этого нет. Как результат – падает уровень нашей культуры, от которой, по большому счету, многое зависит, в том числе и социальная жизнь.

К сожалению, раньше нашему Художественному музею выделялись средства, дабы он закупал работы художников для пополнения своих фондов. Для живописцев было престижно, если их полотна попадали в музей. Ясно, что туда отбирались работы самого высокого уровня. Сегодня художники могут себе позволить работать на потребу.

Сейчас я все чаще с ностальгией вспоминаю то время, когда в нашем городе проходили всевозможные конкурсы, симпозиумы, открывались выставки, ставились памятники. Хочется, чтобы все это было, чтобы люди информировались о проведении подобных мероприятий и приходили, чтобы в культуру вкладывалось больше денег, чтобы у работников культуры не были такие мизерные зарплаты.

Сергей ХАМУТОВ, массажист, бард

О культуре сегодня говорят только на телеканале «Культура». На всех остальных каналах, впрочем, как в жизни, имеет место все, что угодно, только не культура. Ту же попсу, к примеру, вовсю раскручивают в рекламных роликах. Молодежь валом валит на такие концерты. А о концертах симфонического оркестра, которые с удовольствием посещаю, я, например, узнаю от знакомых.

Хорошо еще, что в этом году был разрекламирован джазовый фестиваль. Так зал Русского театра едва вместил всех желающих. Пришлось концерт повторить первого апреля. А все потому, что была хорошая реклама. Культуру надо больше рекламировать.

В тот же театр молодежь не ходит. Я как-то долго уговаривал приятеля пойти вместе на спектакль. С неохотой он все же согласился. Теперь стал заядлым театралом, не пропускает ни одной премьеры… Вот что нужно пропагандировать среди молодежи. Заметьте, в театре даже те, кто кричит и шумит на улице, ведут себя по-другому. Сама обстановка располагает к культурному общению.

Я как-то был в Белоруссии. Так вот, там на ТВ нет рекламы, как таковой. А крутят пропагандистские ролики о том, как правильно переходить дорогу, разводить костер, а потом тушить его во время загородного отдыха, правильно чистить зубы (некоторые и этого не знают). Насмотревшись таких передач, маленькие дети не бросают бумажки от конфет на тротуар, а идут к урне. Культура начинается с мелочей. И ее, считаю, необходимо пропагандировать, чтобы стало престижно быть культурным.

Людмила БЯЗРОВА, искусствовед, заслуженный работник культуры РСО-Алания, заместитель  директора Художественного музея им. М. Туганова

Сейчас на уровне разработки находится новая программа образования, которая предусматривает воспитание патриотизма, этики, морали. Слава Богу, спохватились. Кстати, посещение музеев тоже способствует формированию нравственности.

И все-таки ничто так не влияет на подрастающее поколение, как пример взрослых. Что видят на улицах родного Владикавказа, который должны любить и беречь, дети и молодежь? Обрезанные деревья. Их обрезают так, что они потом засыхают. Деревья у нас не только обезглавливают, но и совсем вырубают. Процентов 50 зеленых насаждений в городе срублено. Сейчас проводят акцию «Посади свое дерево», но я очень сомневаюсь, что молодежь, наблюдающая за всем, что происходит, придет и начнет сажать деревья.

Второе, что возмущает, – это отвратительное отношение к городскому культурному пространству. Наша столица выглядит изнасилованной. Один и тот же дом в центре Владикавказа, даже если он является памятником истории и архитектуры, может быть выкрашен в разные цвета – сколько в нем размещено магазинов, столько и цветов. На исторических зданиях по своему усмотрению «хозяева» помещают вывески, прорубают двери вместо окон, строят балконы. В итоге город превращается в среднеазиатский базар.

Мой сын недавно вернулся из Аргентины. Есть там такой уютный, чистый городок  Мендоза с таким же количеством жителей, как Владикавказ. Город очень зеленый, огромное количество деревьев создают над ним шапку. Там тоже старые висящие провода, но деревья в связи с этим не вырубаются, нет пестроты рекламы. Все, в конце концов, познается в сравнении.

А у нас можно срубить дерево, можно повесить рекламный щит. Все продается, все покупается. Молодежь это видит и не очень-то верит тому, что говорят. Ибо по делам узнают нас. Вот такой вот уровень культуры.

Что надо делать? Нужно обязать власти, которые не в состоянии и уследить за всем этим, выполнять свои прямые обязанности.