Осетия Квайса



Театр – жизнь, театр – судьба

// Сегодня полукруглую дату отмечает заслуженный деятель искусств Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии им. К.Хетагурова, театральный режиссер Роза БЕКОЕВА

Хорошо помню, как пару лет назад в Национальной научной библиотеке состоялся творческий вечер Розы Бекоевой с пронзительным названием «Театр – жизнь, театр – судьба». Он не был посвящен круглой дате или какому-то знаменательному событию в жизни режиссера. Просто поклонники ее таланта, представители творческой интеллигенции, друзья и ученики собрались под сводами храма книги, чтобы выразить свое восхищение талантливым, самобытным человеком, внесшим свою весомую лепту в развитие осетинского театрального искусства.

А Роза Бекоева в теплой, доверительной обстановке попыталась тогда поставить еще один спектакль – о своей жизни, главным действующим лицом в которой является его величество театр.

Название вечера было выбрано как нельзя кстати. Ведь театр воистину стал для Розы Ясоновны и жизнью, и судьбой, и главным праведным мерилом всех и всяческих ценностей. Верю – не верю – все как у Станиславского. Потому что театр и есть сама жизнь, и он же учебник жизни. Кому-то такое отношение может показаться странным. Кому угодно, но не Розе Бекоевой – она еще девчонкой ощутила странную преобразующую и очищающую силу театра, соприкосновение с которым способно изменить жизнь человека навсегда.

Детство Розы Ясоновны прошло в шахтерском поселке Мизур. Там, считает она, произошло и первое прикосновение к театру. Нет, даже сначала не к театру, как таковому, а к литературе, которая во все времена считалась учебником жизни. Каким же увлекательным занятием для юных мизурцев было постижение слова! На уроках литературы они разыгрывали целые мини-спектакли, сами придумывали сцены из восточных сказок. Тогда, пожалуй, все и началось…

В 1957 году Осетинский театр объявил о наборе вспомогательного состава. И юная Роза Бекоева, боясь, что мать не одобрит ее выбор, уехала во Владикавказ якобы проведать тетю. Вместе с ней на просмотр приехали будущие звезды театрального небосвода – Бибо Ватаев, Игорь Гокинаев, Тасолтан Мамсуров. Никому не известные в ту пору мальчишки и девчонки, они с замиранием сердца взирали на таких столпов национальной сцены, как Елена Маркова, Маирбек Цаликов, Георгий Хугаев.

Начинающим актерам было доверено участвовать в массовках. Театр выезжал на ежемесячные гастроли по районам. Совершил он однажды такой вояж и в Мизур, куда привез спектакль «Женихи» А.?Токаева. И юной Розе Бекоевой вместе с другими новоиспеченными артистами пришлось выходить на знакомую ей с детства сцену местного Дома культуры. Вот тогда-то и раскрылся обман. Мать после этого с дочерью неделю не разговаривала. А потом взяла да и пригласила всех ее коллег-актеров в гости. Они пришли величественные и красивые – Александр Царукаев, Елена Туменова, Владимир Баллаев – кумиры старшего поколения. Пообщавшись с ними, Мита Хосаевна дала Розе свое материнское благословение, сердцем почувствовав, что дочь находится в надежных руках.

Потом была учеба в Ленинградском институте театрального искусства в классе профессора Георгия Товстоногова. Роза Бекоева, избравшая для себя не женскую профессию режиссера, была его любимой ученицей. Свой дипломный спектакль «Судьба барабанщика» по А. Гайдару она ставила в Иркутском ТЮЗе. Спектакль так понравился и зрителям, и коллегам по театральному цеху, что молодого режиссера пригласили на работу в Иркутский театр юного зрителя.

Озеро Байкал, АнгарГЭС, интересная работа и благодарные зрители– все это манило и завораживало, но по первому же зову Роза Бекоева бросила все и вернулась в родную Осетию. Поставила на сцене национального театра «Материнское поле» по Чингизу Айтматову. Потом на протяжении восьми лет работала в детском театре «Саби» вместе с мастером кукольных дел Маратом Хетагуровым. Первый поставленный ею детский спектакль назывался «Мальчиш-кибальчиш». На театральном фестивале в Ростове он завоевал первое место. Такая же судьба постигла и другой спектакль – «Колокола лебедей», созданный по «Слову о полку Игореве». На фестивале в Новороссийске он тоже занял первое место…

Сколько потом их было – театральных постановок, которые похожи на любимых детей. Роза Ясоновна ставила спектакли на сцене Осетинского и Дигорского театров. «Земные боги» В.Гаглоева, «Женитьба» Н.Гоголя, «Дон Жуан», «Цыганы», «Маленькие трагедии» А.Пушкина, «Лес» А.Островского, «Амран» Е.Бритаева, «Аланти Нана» Д.Темиряева, «Горькие рифмы» К.Мецаева и Б.Черчесова, «Клятва», «Обман», «Что скажут люди…» С.Лазаровой, «Цола» Г.Чеджемова…

Так уж случилось, что «Цола» на сцене Осетинского театра Роза Бекоева ставила дважды. Первый раз в 1981-м – спектакль стал одной из самых ярких и самых кассовых постановок тех лет. Вновь премьера «Цола» на сцене Осетинского театра состоялась спустя 30 лет – в марте нынешнего года. Режиссер у этих постановок один – Роза Бекоева. И в то же время сегодняшний зритель познакомился с совершенно новым прочтением «Цола» – с новыми акцентами, нюансами, интонациями. Роза Ясоновна не боится и любит экспериментировать, что вообще-то больше свойственно молодым. Но она юна душой. И очень любит работать с молодежью.

В этом смысле показательна деятельность Розы Бекоевой в Дигорском государственном драматическом театре с его молодежной труппой. Дигорский театр, главным режиссером которого с первых дней его основания она была, вообще особой строкой вписывается в ее биографию. На сцене этого храма Мельпомены всегда ставилось лучшее, что есть в русской, зарубежной и осетинской драматургии. С большим успехом шла здесь и последняя пьеса основателя  театра, его первого директора и художественного руководителя, драматурга Давида Темиряева «Аланти Нана», ставшая событием в театральной жизни республики…

Событий больших и малых в жизненной копилке Розы Бекоевой за прошедшие годы собралось немало. Самой большой похвалы заслуживает и ее подвижническая деятельность – занятия с молодежью в прогимназии «Интеллект» и Владикавказском колледже культуры. Надо уметь так, как Роза Ясоновна, любить театр, чтобы стать образцом великого служения Прекрасному для своих учеников. Не каждому такое по силам. Но Роза Бекоева – преданнейший своему делу человек, и потому способна повести за собой. Загляните в ее глаза, и сразу все станет ясно: в них будто читается вопрос-ответ одной из героинь Татьяны Дорониной: «Любите ли вы театр так, как люблю его я?»

Ольга МЕТРЕВЕЛИ,
«Пульс Осетии», 24.04.2012