Осетия Квайса



Леонид ТИБИЛОВ: «Впечатление, что власти больше разрушают, чем созидают»

// 19 апреля в Цхинвале пройдет инаугурация нового президента. Кампания длиной в полгода завершилась победой бывшего председателя КГБ Леонида Тибилова

Очередные выборы президента Южной Осетии были назначены на ноябрь прошлого года. В Москве давно были недовольны президентом Эдуардом Кокойты, при котором после пятидневной войны 2008 г. была признана независимость республики. Это недовольство касалось прежде всего темпов восстановления Южной Осетии и того, как расходовались выделяемые Россией средства.

Так, в 2010 г. Счетная палата России пришла к выводу, что, несмотря на перечисление Цхинвалу 9,8 млрд руб. из федерального бюджета в 2009 г., планы по восстановлению не выполнены.

Поэтому, когда в 2011 г. истек второй срок пребывания Кокойты на посту президента, Москва не одобрила его стремления остаться на третий срок, но фактически поддержала на выборах кандидата, устраивавшего и ее, и Кокойты, — министра по чрезвычайным ситуациям Анатолия Бибилова. Однако во втором туре выборов 27 ноября прошлого года Бибилов набрал лишь 40% голосов, а его оппонент Алла Джиоева — 56,7%. Тибилов в ноябрьской кампании не участвовал. Единственный раз он участвовал в президентской кампании 2006 г., где набрал менее 1%. Победителем тогда стал Кокойты.

После неожиданной победы Джиоевой Верховный суд республики отменил итоги выборов, сославшись на нарушения с ее стороны, а сторонники победившего кандидата организовали массовые акции протеста в Цхинвале. В ситуацию были вынуждены вмешаться посланцы Кремля. В результате между Кокойты и Джиоевой в декабре был достигнут компромисс: Кокойты пообещал уйти досрочно в отставку и передать власть премьеру Вадиму Бровцеву, поставить перед парламентом вопрос об увольнении генпрокурора, председателя Верховного суда и ряда других чиновников, а также гарантировать безопасность сторонников Джиоевой. Повторные выборы были назначены на 25 марта.

Однако Верховный совет республики отклонил представление об увольнении чиновников, а ФСБ в январе провела в Москве обыски на квартирах поддержавшего Джиоеву на выборах главного тренера сборной России по вольной борьбе Дзамболата Тедеева и Родиона Сиукаева, который был доверенным лицом Джиоевой, а сейчас вместе с ней является фигурантом уголовного дела о попытке госпереворота. После этого Джиоева заявила о проведении 10 февраля своей инаугурации, но за день до этого местные силовики ворвались в ее офис и попытались доставить Джиоеву в прокуратуру на допрос, после чего она с микроинсультом попала в больницу. Инаугурация не состоялась. Подготовка к новым выборам продолжалась по намеченному парламентом плану.

ПРОГРАММА ТИБИЛОВА

Тибилов в ходе кампании позиционировал себя как критика предыдущей власти и сторонника реформ. «Руководство республики не смогло направить гуманитарную помощь и финансовые потоки из России в русло созидания, на благо всего народа Южной Осетии. Более того, на примере городов Цхинвала и Квайсы, а также ряда других районов у населения создается впечатление, что власти больше разрушают, чем созидают», — говорил он в интервью агентству «Рес».

В предвыборной программе он обещал сделать приоритетом восстановление разрушенного хозяйства, создание новых рабочих мест и ликвидацию безработицы, в том числе через расширение фермерских хозяйств, предоставление сельским жителям льготных кредитов. Под жесткий ежедневный контроль Тибилов обещал взять сроки и качество строящихся объектов, в первую очередь подземных коммуникаций в Цхинвале, а также водовода Едис — Цхинвал, поручить Счетной палате и прокуратуре проверить строительные организации, которые виновны «в строительной вакханалии», пересмотреть генплан застройки Цхинвала, чтобы сохранить исторический облик города.

Главная задача нового президента — обеспечить восстановление республики и прозрачность расходования присылаемых из Москвы средств, говорит Николай Силаев из Московского центра исследования Кавказа. Тибилов и в предвыборных заявлениях, и в речах по случаю победы повторял: «Наш долг — доказать, что осетины умеют ценить дружбу», подразумевая, что Южная Осетия должна выполнить свои обязательства перед Россией.

Как один из способов повысить доходы бюджета он рассматривает возможность внедрения прогрессивной шкалы налогообложения.

Констатируя, что население утратило веру в судебную систему, Тибилов обещает ввести выборность судей всех уровней, сформировать Конституционный суд. Чтобы повысить доверие к власти и улучшить ее прозрачность, Тибилов хочет возобновить ежегодные послания президента и отчеты правительства перед парламентом.

Реформы ждут и систему власти: избранный президент обещал развивать местное самоуправление и инициировать выборы местных советов депутатов. Затронут изменения и парламент республики. Одним из приоритетов Тибилова является изменение системы выборов: на смену полностью пропорциональной системе должна прийти смешанная. В беседе с «Ведомостями» Тибилов опроверг появившиеся в российских СМИ предположения, что одним из первых его указов будет роспуск парламента, большинство в котором сейчас занимает партия «Единство» под председательством бывшего президента Кокойты.

В руководство республики люди будут отбираться на «основе практического соответствия занимаемой должности, а не на основе родства и личных симпатий», обещал он в своей предвыборной программе. На вопрос «Ведомостей» о возможности вхождения в его команду людей бывшего президента Тибилов сказал, что он нацелен на отбор в команду людей не по принадлежности их к какому-либо клану, а по способностям.

ПОДДЕРЖКА ОППОЗИЦИИ

Программа Тибилова позволила ему заручиться поддержкой оппозиции, в том числе негласно и Тедеева. Джиоеву не допустили к власти отчасти потому, что Тедеев ее поддерживал, ранее объясняли знакомые с ситуацией российские политики.

«Ошибка ноябрьских выборов была в недостатке у российских официальных лиц полной информации. Многие чиновники из Москвы последние полгода живут в Цхинвале, но, чтобы составить полную картину происходящего, переезжать туда надо было за четыре месяца до первых выборов. Когда собрали всю информацию после ноябрьского провала, стало понятно, что риски были переоценены, поэтому сейчас победа Тибилова стала возможна, хотя его поддерживают многие участники оппозиции», — объясняет гендиректор Информационно-аналитического центра МГУ Алексей Власов.

Доверенным лицом Джиоевой, а после — Тибилова был Сиукаев. «Программа Тибилова в части реформирования парламента, судебной реформы, реформ в экономике наиболее полно соответствовала той программе, с которой мы шли на выборы в ноябре прошлого года, — объяснил он “Ведомостям”, почему оппозиция решила поддержать Тибилова. — Он обещал изменить систему восстановления республики, с ним страна будет двигаться вперед. У него серьезный опыт управления, он проявил себя как хороший организатор и будет хорошим руководителем. Он уже смог объединить вокруг себя многих, в том числе и нас, оппозицию».

Вместе с новым президентом общество ждут перемены, начало создаваться гражданское общество, начало чему положил Тедеев, собиравшийся участвовать в выборах в ноябре, подхватила Джиоева, а продолжать будет Тибилов, очерчивает линию преемственности Сиукаев.

С приходом к власти экс-руководителя КГБ может измениться и судьба Джиоевой, являющейся сейчас фигурантом уголовного дела о попытке госпереворота.

«Тибилов однозначно говорил, что Джиоева должна участвовать в работе новой власти — без джиоевского фактора невозможно решать проблемы Южной Осетии», — напоминает Сиукаев. Джиоева в интервью агентству «Рес» сказала, что отводит президенту два месяца, по итогам которых определится, поддерживать его или нет.

Ситуация изменилась, объясняет экс-депутат, проректор РЭУ им. Плеханова, политолог Сергей Марков: «Главную опасность представлял Тедеев, с которым связывали криминальные группировки и их стремление нахрапом взять власть в Южной Осетии, от которой Москве нужно не так много: чтобы деньги не разворовывались, а тратились на жителей, чтобы не было позора, когда вокруг Осетии Саакашвили (президент Грузии. — “Ведомости”) обстраивает цивилизованную жизнь, а в республике дорог нет, нет нормальной цивилизации. Была угроза, что Тедеев и его сторонники возьмут власть штурмом, но Москва пообломала им рога, и в новых условиях они не претендуют на этот захват». По словам политолога, сейчас те же самые люди оказались в новых условиях, в которых не смогут осуществить свои прежние намерения. «Есть надежда, что с победой Тибилова ситуация не станет хуже, как могло бы стать в ноябре», — говорит Марков. Отсутствие конфликтов на повторных выборах Джиоева объясняла тем, что все четверо кандидатов согласованы с Кремлем.

КАВКАЗСКАЯ ВИТРИНА

К словам Джиоевой следует отнестись внимательно, она может перейти в оппозицию, говорит председатель Совета московской осетинской общины Валерий Каболов. Но он верит, что Тибилов сможет обеспечить необходимый республике баланс сил.

«Возраст, опыт, квалификация и поддержка людей в пользу Тибилова. Он не новый человек, если за такой долгий период он не запятнал себя непристойными делами, то нужно полагать, что он человек порядочный. Надо умудриться, чтобы находиться в центре коррумпированной административной верхушки и не испачкаться. Человек, который в советское время стал полковником, дураком не может быть по определению», — не сомневается Каболов.

О многом говорит тот факт, что Тибилов уже смог объединить в ходе кампании самых разных людей, считает Каболов. Он надеется, что, если кто-то из сторонников нового президента решит что-то получить за свою поддержку, полковник сможет усмирить разнонаправленные интересы и добиться того, чтобы соблюдались интересы народа.

«Перед Тибиловым стоит нетривиальная задача — сделать Цхинвал витриной российских невоенных достижений на Южном Кавказе, как это сделали американцы с Грузией, куда все ездят теперь перенимать опыт реформ. Дело это весьма сложное, ему предстоит серьезная работа и в социальной сфере, и в сфере борьбы с коррупцией», — говорит Власов.

Vedomosti.ru, 10.04.2012