Осетия Квайса



Жизнь как танец

Народному артисту Северной Осетии, заслуженному деятелю искусств Южной Осетии, Чеченской Республики и Российской Федерации, лауреату Госпремии России в области культуры, главному балетмейстеру государственного академического ансамбля танца «Алан» Касполату Григорьевичу КАСАЕВУ 28 марта исполняется 60 лет. А поверить в это, право же, трудно. Потому что это человек, который в своем служении стихии танца пламенно молод душой. И его дар педагога-хореографа столь же ярок и щедр, как талант артиста.

 …Он очень рано начал играть на музыкальных инструментах. Наигрыши получались удачными, талантливому мальчишке дружно предрекали музыкальную карьеру. Но, как это бывает нередко, на жизненном пути Касполату встретились люди с яркой творческой индивидуальностью, которые заразили и увлекли его совсем иным…

 В это время в его родном селе Ольгинском танцевальным кружком руководил артист госансамбля «Алан» Батырбек Салбиев. И десятилетний Габо (так с любовью называют его близкие и друзья) через приоткрытую дверь с завистью подглядывал за этими репетициями. Как магнитом его притягивали к себе задорные и нежные звуки танцевальных мелодий, исполнявшихся на осетинской гармошке. И мальчик так увлекся национальными танцами, что окончательно и бесповоротно решил: это станет его судьбой…

 Сдав последний экзамен за десятилетку средней школы, в 1968 году юный Касполат Касаев поступил на хореографическое отделение Орджоникидзевского училища искусств. Здесь его наставниками-учителями стали известные в республике педагоги-хореографы Коста Цаболов и Нина Балаова. А в 1970 году Касполата призвали в армию. Служил он в городе Дрездене, в ГДР. В течение двух лет службы танцевал в ансамбле песни и танца 1-й танковой армии, который был организован сразу после Великой Отечественной, в 1945 году, в Группе советских войск в Германии.

 18-летнего парня из Осетии сразу же включили в состав ансамбля. В этом коллективе работали одаренные профессиональные танцовщики, сверхсрочники, служившие по контракту. В его программу в основном входили солдатские, матросские, казачьи танцевальные постановки. Были, конечно, и кавказские темпераментные номера. И закономерно получилось так, что годы службы в армейском ансамбле еще больше утвердили желание Касполата Касаева добиться высот в искусстве танца.

 Он кропотливо работает над собой, познавая секреты сценического мастерства. Его «танцевальный почерк» оттачивается, шлифуется, становится все более виртуозным и убедительным. Свидетельством тому были награды и благодарности от руководства ансамбля и командования.

 А после окончания службы и возвращения домой, в Осетию, Касполат Касаев в 1972 году уезжает в Москву – поступать в Институт культуры и учиться на хореографа-балетмейстера. Во время учебы в Москве он стал одним из организаторов и руководителей молодежного танцевального ансамбля «Осса», действовавшего при Московском госуниверситете. Там тогда танцевали такие нынче очень известные в Осетии актеры театра и кино (а в то время – еще студенты столичных вузов), как Сурен Хугаев, Казбек Губиев, Артур Дзуцев, Циснара Биченова, Арина Тедеева, Рита Гугкаева, журналист Игорь Дзантиев и другие. И коллектив этого осетинского студенческого ансамбля оставил о себе в Белокаменной хорошую память. Успешно участвовал во многих московских конкурсах, фестивалях и концертах. Выступления ансамбля «Осса» показывали в 1970-е годы по Центральному телевидению, о его успехах писали в газетах и журналах.

 Касполат Касаев был одним из тех, кого называли душой этого ансамбля. Он составлял его программы, играл в нем на музыкальных инструментах и, конечно, сам танцевал в его составе. Бывший участник этого коллектива, журналист Хасан Малиев вспоминает сегодня: «Будучи студентом факультета журналистики МГУ, я начал посещать репетиции ансамбля «Осса» в 1976 году. Там и познакомился со своим земляком, талантливым танцором Касполатом Касаевым. Я надолго запомнил, как проходил зимой 1976 года фестиваль-конкурс молодежных ансамблей танца в «Лужниках», в котором участвовал и наш ансамбль. Помимо основной программы, мы должны были выступить с коротким конкурсным номером. Представили на фестивале танец «Хонга кафт» и заняли почетное второе место.

 Учеба в Москве, работа в студенческом ансамбле для Касполата как для будущего педагога-хореографа стали отличной школой. А по возвращении на родину, в Осетию, наконец сбывается его заветная мечта – работать в «Алане». Пришел он в госансамбль качестве артиста балета. А вскоре был утвержден в должности педагога-балетмейстера.

 Молодому специалисту довелось работать в «Алане» с кумирами публики Осетии: А. Баевой, Р. Созаевым, Т. Булацевым, Н. Плиевым, Г. Касаевой, Т. Джикаевым. Их творческий авторитет был высок и в коллективе, и в республике. Но уже с первых шагов работы Касполата Касаева в госансамбле его товарищи-коллеги убедились: это профессионал, истово влюбленный в осетинский танец и вкладывающий в нелегкий труд на сцене без остатка сердце и душу…

 А потом была блистательная победа нашего национального ансамбля на I Всероссийском конкурсе-смотре профессиональных ансамблей танца и ансамблей песни и танца в 1977 году. Победа, в которую внес немалый вклад и Касполат Касаев…

 За 35 лет работы в «Алане» Касполатом Григорьевичем поставлено немало танцевальных номеров, ставших «визитными карточками» ансамбля. В том числе великолепный «Симд», «Горский танец», «Венгерский перепляс», «Танец с доулами»… Именно при нем госансамбль «Алан» обрел звание академического, стал лауреатом престижной творческой премии «Золотой Аполлон» и целого созвездия других российских и международных наград.

– Не найти, пожалуй, на карте бывшего Советского Союза такого уголка, где бы не побывал с концертами «Алан». Наш ансамбль неоднократно удостаивался высокой чести демонстрировать хореографическое искусство Осетии на таких широко известных фестивалях, как «Московские звезды» и «Русская зима», «Белые ночи» в Ленинграде и других, – вспоминает Касполат Касаев. – Ансамбль побывал в 30 государствах мира, в некоторые из них мы выезжали даже по два-три раза. И везде выступали с успехом. Мастерству и удали, изяществу и темпераментности танцоров «Алана» аплодировали жители Германии и Польши, Болгарии и Турции, Швеции и Кубы, Афганистана и Англии, Канады и Италии, Бирмы и Сирии, Югославии и Вьетнама…

…Из чего оно слагается – настоящее мастерство? Не только из природного таланта, но и из трудолюбия, из беспощадной требовательности к себе – и из вечного, неутолимого стремления к совершенству… Нынешнее поколение осетинских танцоров достойно продолжает и развивает лучшие традиции нашей национальной хореографической культуры. И в этом – немалая заслуга артиста и педагога от Бога Касполата Касаева, который уже 35 лет преданно служит осетинскому танцу и своему народу…

Жорж ГАСИНОВ, народный художник РСО-Алания,
«Северная Осетия», 28.03.2012