Свой путь в искусстве, или Философия, созданная красками
…Он – одаренный человек, который щедро делится своим талантом с другими. Он стремится привнести во все, чем занимается, высокую культуру, красоту и одухотворенность. Он – человек искренний, и это качество его характера сразу ощущается в его полотнах, согревающих душу солнечной сочностью и яркостью красок. Его кредо – чистота, высота, любовь. Каждый его холст – это нечто интимное, глубоко сокровенное, предназначенное для каждого из зрителей персонально – «когда душа с душою говорит»…
Он – художник, выступающий против всего эклектичного, дробного, считающий, что не нужно человеку вмешиваться в вечную незыблемую гармонию природы, тем самым нарушая ее естественные циклы. И если даже это идеализм, то ему все равно хочется, чтобы мир шел именно по этому пути… Этого художника отличает высочайшая требовательность к своим работам, ответственность перед зрителем за каждое движение кисти. И, возможно, именно эта требовательность к себе – главное проявление его характера, снискавшее ему уважение друзей и коллег.
Он – это Виктор Дмитриевич Бедоев. Заслуженный художник Северной Осетии. Лауреат серебряной медали Российской Академии художеств, член Всероссийской общественной организации «Творческий союз художников России», доцент кафедры художественно-графических дисциплин факультета дизайна Московской открытой социальной академии (МОСА). Виктор Дмитриевич – обладатель многих творческих наград, организатор и участник выставок и художественных симпозиумов, в разные годы проходивших во Владикавказе, Москве, Махачкале, Краснодаре, Сочи, Волгограде, Ростове-на-Дону и в других городах страны. А буквально на днях, 21 марта, президиум Творческого союза художников России наградил его золотой медалью.
Однако нынешние достижения художника, конечно, не могли возникнуть из ничего, из небытия — как обычно, зрителям видна лишь верхушка айсберга. Что же скрывается в глубине прошлого Виктора Бедоева, какова его творческая биография?
Родился будущий живописец 26 марта 1947 года в с. Хумалаг Северной Осетии, рос в городе Владикавказе и учился в известной своими творческими традициями Орджоникидзевской детской художественной школе. После ее окончания в числе наиболее способных учеников Виктор был направлен в Краснодарское художественное училище, которое в 1968 году окончил с отличием. Его дипломная работа – оформление интерьера кафе «Кавказский аул» – была признана на курсе лучшей. А в последующие два года молодому мастеру кисти довелось работать совместно с известными ленинградскими реставраторами над восстановлением росписей владикавказской Суннитской мечети. Затем он успешно окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной.
«Бедоев – график, живописец, дизайнер, архитектор; линия, цвет, перспектива, ракурс, пространство – рабочие инструменты его проектов, и он владеет этим инструментарием мастерски… За редким исключением все его работы – мистерии, в которых природа, окружающий мир – не данность, а вечная тайна вечного рождения материи, живой и неживой.
Таким образом, и неживая у Бедоева дышит туманами, пульсирует реками, низвергается водопадами, и возникает вселенское родство между людьми, их скарбом, лошадьми, орлами, отарами и горами… Масштаб мысли у Бедоева всегда больше пространства его полотен…» – писал о нем еще один наш талантливый земляк – Герман Гудиев.
И действительно, Виктор Дмитриевич – художник, который умеет потрясающе писать то, о чем уже, казалось бы, давно и сполна сказано и в живописи, и в других видах искусства – горы. Тысячи живописных, вибрирующих мазков, непохожих один на другой, делают горные вершины, оживающие на его холстах, не статичными, как это нередко встречается у других художников, а пульсирующими, наполненными светом, мощью, дыханием и непостижимым мистическим таинством.
В своих композициях мастер выбирает известную в искусстве еще со времен Возрождения точку зрения – вид сверху, придающий планетарный характер его горным пейзажам, словно увиденным с высоты полета… Для Виктора Бедоева горы его родины – это край светлой мечты и поэтических грез, воплощение тех духовных вершин, к которым он стремится всю свою жизнь. Собирательный образ гор слагается в его полотнах из многочисленных компонентов художественного видения: монументальности, емкости форм, текущей и в то же время напористой, подвижной пластики линий, сглаженного, но и фактурного мазка, возвышенного характера самого пейзажа, особой лиричности и проникновенности живописного строя произведения.
Живя и работая уже два десятка лет в Москве, Виктор не утратил тесной и активной связи с Осетией: все его творчество – это нескончаемый гимн своей исторической родине. Как пишет о нем профессор МОСА В.Н.Константинова, «особое место в поэтике произведений художника В.Д.Бедоева принадлежит трактовке пространства, которое является и носителем эмоциональной заряженности. Кажется, что чувство неба, свободы и легкости парения в раздвинутой ввысь и вдаль сияющей воздушной среде живет во многих пейзажах художника». Среди самых известных его работ – «Раннее утро», «Пробуждение», «Горный край», «Полдень в горах», «Восход в горах», «Реквием», «Перед грозой», «Аул», «Фиагдон», «Зима в горах», «В Наре», «Водопад»… И каждая проникновенна, как песня.
Виктор Бедоев пишет и натюрморты, и индустриально-урбанистические пейзажи с элементами жанровой картины. А еще он прекрасно поет – исполняет песни и на родном языке, и на итальянском, и русские романсы. Он – душа компании, вокруг него всегда собираются люди разных возрастов, и ему со всеми интересно. Он – замечательный семьянин. И наконец очень красивый человек – и внешне, и душевно.
Помните известное высказывание теоретика искусства Г. Лессинга: «Высшая похвала художнику – это когда перед его произведением забываешь о похвалах»? Раз увидишь работы этого мастера, и хочется вновь и вновь возвращаться в созданный его художественным воображением мир. В мир, наполненный философскими раздумьями о хрупкости и в то же самое время – вечности и непрерываемости Жизни…
Наталья КУЛИЧЕНКО,
заведующая отделом искусств Национальной научной библиотеки РСО-Алания,
«Северная Осетия», 26.03.2012