Осетия Квайса



Первый авиатор Владикавказа

21 февраля у дома № 36 по проспекту Мира собралось более ста горожан по случаю открытия мемориальной доски на доме, где жил первый авиатор Осетии и Армении Артем (Артур) Андронникович КАЦИЯН. На церемонию открытия мемориальной доски пришли представители армянского национально-культурного общества «Эребуни», представители городской администрации, республиканского Совета ветеранов, ДОСААФ, учащиеся школ.

После ярких выступлений Руслана Бедоева, Тамары Кайтуковой, Солтана Каболова, Александра Бабаянца право торжественно открыть мемориальную доску было предоставлено военным летчикам в прошлом: председателю республиканского ДОСААФ Руслану Бедоеву и председателю республиканского Совета ветеранов Вооруженных сил Солтану Каболову. Священнослужители армянской церкви по завершении церемонии открытия  освятили мемориальную доску.

 Так кто же он – Артем Андронникович Кациян?

 4 сентября 1911 года – это дата, которая должна быть вписана золотыми буквами в историю Владикавказа и Осетии. Именно в этот день в небе над Владикавказом его жители впервые в истории увидели летящий аэроплан. Пилотировал его Артем Кациян.Согласно архивным документам, Артем Кациян – первый  армянин, ставший профессиональным летчиком и который принадлежит к славной когорте первых энтузиастов авиации.

Родился он в 1886 году во Владикавказе в семье приказчика магазина. С детства был очень любознательным и одаренным. Уже в десять лет он  неплохо рисовал, имел хороший музыкальный слух и голос. В гимназии (в настоящее время гимназия № 5) учился отлично, стал более серьезно заниматься живописью, лепкой и керамикой, увлекся спортом. Там же он подружился с будущим известным режиссером Евгением Вахтанговым.

Окончив гимназию в 1905 году, Артем поступает учиться живописи в Тифлисе, где обращают внимание на его талант и направляют на учебу в Германию в Академию живописи города Мюнхена. Здесь он, обучаясь живописи и ваянию, изучает несколько европейских языков. В 1908 году, когда в Мюнхене открывается аэроклуб, Артем стал одним из его первых членов. Среди курсантов он отличался своей необычной решительностью, темпераментом и смелостью. Очень быстро он освоил полеты на планере, а затем и на самолете. В сентябре 1909 года, сдав все летные испытания на «отлично», он становится одним из лучших летчиков Германии. На самолете фирмы «Граде» он участвует во многих международных и национальных состязаниях.

В том же 1909 году Артем Кациян устанавливает рекорд по дальности и высоте полета. Это был первый мировой рекорд, установленный летчиком из России.

Получив в качестве приза за свой рекордный полет аэроплан фирмы «Граде», он разъезжает с ним по европейским странам, где совершает показательные полеты.

В 1910 году Артем оканчивает обучение в академии и возвращается на родину. Следом за ним на одной из железнодорожных платформ следует его самолет «Граде».

До того как Кациян взмыл  на своем летательном аппарате в небо родного города, никто еще во Владикавказе не видел самолета.

Своим первым полетом Кациян изумил всех. Один из его друзей вспоминает: «Однажды также были проданы билеты. Собралось очень много народу, прибыл губернатор и другие высокопоставленные чины.  Время начинать полет. Кациян под аплодисменты подошел к аппарату и при помощи механика стал запускать мотор. Но мотор не запустился. Долго Кациян возился у мотора, но запустить не смог. Из публики начали кричать: «Крути, Артем, авось запустишь!» Эти слова начала скандировать вся молодежь, присутствовавшая на плаце. Артем хладнокровно проверял все детали мотора и искал причину его отказа. Наконец дефект был устранен. Мотор заработал. Все кричали «ура» и аплодировали. Артем Андронникович занял место пилота, дал газ, сделал небольшой разбег и оказался в воздухе. Оркестр заиграл туш. Сделав несколько кругов над плацем, Кациян повел аппарат на снижение и плавно посадил его на площадку. Оркестр снова заиграл туш. Друзья подбежали к самолету, взяли Артема на руки, пронесли мимо сидящего начальства, остановились и под громкое «ура» и аплодисменты начали подбрасывать его вверх».

Так Кациян разъезжал по городам Северного Кавказа и Закавказья, совершал полеты и зарабатывал деньги. Между тем жизнь «покорителя неба» была нелегкой. Зарабатывая на жизнь, авиатор согласился совершать полеты и в рекламных целях.

Время шло. «Граде» изнашивался. Запасных частей не было. В 1913 г. во время посадки в Гяндже (ныне Кировабад) мотор захлебнулся и остановился. Кациян спланировал на пахоту, но колесом попал в арык и разбился. Денег не было, чтобы купить новый самолет. Лишившись возможности летать, он уехал во Владикавказ и занялся живописью. Жена-бельгийка бросила его и уехала к себе на родину: она не могла смириться с жизнью бедного бродячего летчика.

Кациян недолго пробыл во Владикавказе. Его тянуло в авиацию. Тем более что в это время стала развиваться авиапромышленность в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе. Действовали авиационные школы в Гатчине (вблизи Петербурга) и в Севастополе. В Закавказье были организованы воздухоплавательные кружки. В Петербурге, Москве, Одессе, Севастополе появились аэроклубы. В 1912 г. начали организовываться военные авиационные отряды в Карсе, Киеве, Петербурге, Москве, Новгороде и в Сибири. В 1912-1913 гг. русские летчики Н.Ефимов, Н.Костин, А.Васильев и другие уже прославились в Балканской войне. Газеты и журналы печатали статьи об авиации и воздухоплавании. Большое влияние оказали на развитие науки и техники в России Н.Е. Жуковский и его ученики. Все это не давало покоя Артему Андронниковичу, страстному любителю авиации. В конце 1913 г. он едет в Петербург и поступает на авиационный завод Щетинина. Вначале А. Кациян работал мастером в цехе, а с середины 1914 г. летчиком-испытателем. Но тут началась империалистическая война. Он был мобилизован. В качестве летчика-вольноопределяющегося его направили на Северо-Западный фронт. Кациян вел разведку, корректировал огонь артиллерии. За успешные боевые действия он был награжден двумя Георгиевскими крестами.

В начале 1916 г. во время разведывательного полета на переднем крае обороны противника на низкой высоте Кациян был ранен осколком снаряда. Был выведен из строя и его самолет. Не теряя самообладания, проявляя хладнокровие и выдержку, он под огнем противника спланировал на свою территорию и совершил посадку в расположении окопов. Самолет попал в траншею, перевернулся и разбился окончательно.

После долгого лечения в военном госпитале врачебная комиссия признала его негодным не только к полетам, но и к службе в армии даже в тыловых частях.

Возвратившись с фронта во Владикавказ, Кациян решил заняться живописью, скульптурой, художественной фотографией и открыл мастерскую. На вывеске было написано: «Фотография  Рембрант». Владикавказ стал ареной широкой общественной и творческой деятельности Кацияна. Он руководил армянской художественной самодеятельностью, учил молодежь пению, музыке.  Он был одним из основных пропагандистов и исполнителей армянских народных песен и песен  Комитаса.  Он первым во Владикавказе поставил на армянском языке оперетту «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова и сам участвовал в ней.

Газета «Терек» писала: «Кациян уже давно заменил авиацию на яркие краски палитры и мягкую кисть». И на самом деле он, чувствуя, что ему не скоро теперь вернуться в авиацию, начал страстно заниматься живописью и скульптурой.

Шли дни. Он все больше и больше совершенствовал свое искусство. Кациян явился автором художественного оформления городского парка г. Орджоникидзе. В центре парка красовался портрет В.И. Ленина из цветов, любовно выращенных руками Артема Андронниковича. Много скульптур, картин, портретов передовиков производства было создано руками Кацияна. Он художественно оформил кинотеатр, ресторан. Им было нарисовано много картин: пейзажей, натюрмортов и портретов для клубов, музеев, картинной галереи и для частных лиц. Он стал одним из видных талантливых художников Северной Осетии.  Во многих домах частных лиц во Владикавказе можно найти картины и натюрморты, а также репродукции, сделанные Кацияном с картин Айвазовского, Репина, Сурикова и других классиков русского и западноевропейского искусства.

Но, будучи известным художником, он не забывал авиацию. Как только в г. Орджоникидзе организовали аэроклуб, он стал его постоянным членом. Там он преподавал теорию полетов, рассказывал молодежи о развитии мировой и российской авиации. Рассказывал А.Кациян и о советской авиации в годы гражданской войны и в годы мирного строительства. Он постоянно следил за выходом в свет книг и статей об авиации.

В аэроклубе в тридцатых годах, несмотря на пошатнувшееся здоровье и возраст, он научился летать на самолете Ю-2 и часто совершал тренировочные полеты. Но чаще контролировал полеты своих учеников. Первый летчик-армянин вместе с известными летчиками М.Н. Ефимовым, А.А. Васильевым, Н.Е. Поповым, В.В. Котовым, Б.И. Российским, А.В. Габер-Влынским, К.К. Арцеуловым, П.Н. Нестеровым   и   другими   был горячим пропагандистом авиации в России.

В 1943 г. жизнь этого замечательного человека, полная молодого горения и творчества, трагически оборвалась. Но светлое, доброе не исчезает бесследно. Оно живет в делах человека. Жители столицы Северной Осетии бережно хранят память об этом талантливом, щедром душой человеке. Имя Артема Кацияна принадлежит и Армении, которую он любил большой и нежной любовью. Право на добрую память первый авиатор-армянин заслужил всей своей жизнью.

P.?S. Добрые дела всегда делаются по чьей-то инициативе. Говоря об открытии мемориальной доски Артему Кацияну, можно уверенно сказать, что это событие не состоялось бы, если бы не подвижническая работа члена правления общества «Эребуни» Александра Макаровича Бабаянца. Сорок лет назад, находясь в Ереване, он приобрел книгу очерков о выдающихся авиаторах. Тогда и открыл для себя этого легендарного человека. И делал все, чтобы владикавказцы не забывали его.

Петр САФРОНОВ,
«Пульс Осетии», 28.02.2012