Осетия Квайса



Алла ДЖИОЕВА – победа или смерть

Дмитрий БЫКОВ

Интересный человек Алла Джиоева. Я даже не понимаю до конца, как к ней относиться.

С одной стороны, она герой и борец, символ югоосетинского сопротивления.

С другой – фигурантка сравнительно недавнего уголовного дела.

С третьей – отчаянная защитница закона, потому что по закону-то она выиграла выборы, а давят и гнобят ее совершенно беспардонно, в стилистике, какой даже российские власти себе не позволяют.

А с четвертой – стоит ли из-за власти в крошечной Южной Осетии так рисковать собственной, да и чужими жизнями, доводить дело сначала до ночных дежурств на морозе, а потом до штурма штаба? Вон и сама она в больнице с инсультом и параличом (пока парезом) левой половины тела – кому легче-то? Если даже ее и не били, как утверждают осетинские врачи, не на ровном же месте у нее инсульт случился!

И тем не менее кое-что наводит меня на мысль о том, что Алла Джиоева еще заработает памятник – даже не в Осетии, а в будущей России. Известно, что великие события репетируются сначала на малых территориях – там и время быстрей, и страсти острей. Именно история Джиоевой – безотносительно к тому, сомнительно или кристально ее прошлое – с предельной наглядностью доказывает мне, что «сами они не уйдут», то есть что мирными акциями гражданского сопротивления, с которых и начинали сторонники Джиоевой, дело у нас не кончится.

В Южную Осетию были закачаны гигантские российские средства, Анатолия Бибилова (ее соперника на выборах) поддерживали осетинские и российские спецслужбы, и хотя для России сейчас осетинская власть – далеко не самый принципиальный вопрос, ясно, что отступать наше чекистское начальство попросту не умеет, и переговариваться, и компромиссы искать – тоже. Они могут смягчиться, но не могут отказаться от рискованных планов. Они могут разрешить митинги и даже позвать на телевидение оппозицию, чтобы не дать ей слова сказать в дискуссиях с прикормленными шакалятами, но отказаться от намерения победить в первом туре не могут по определению. Джиоеву ведь тоже не сразу начали штурмовать. С ней пытались договориться, предлагали компенсации. А она оказалась упрямая, вот проблема-то.

Я симпатизирую Алле Джиоевой не потому, что она, как и я, преподаватель русского и литературы, а потому, что оказалась со своими сторонниками перед лицом огромной махины – и не отступила; потому что горский характер не позволил ей пойти на компромисс и заставил рисковать здоровьем, как своим, так и чужим.

Джиоева дала всем понять простую, в сущности, вещь: компромиссами не отделаемся, мирные сценарии не светят, и кто не готов поставить на карту всё – пусть лучше сдается заранее.

Утешает одно: рано или поздно Джиоева станет президентом Южной Осетии. Вариантов у нее не осталось: победа или смерть. И другой науки побеждать пока не придумано.

«Собеседник», 15.02.2012