Осетия Квайса



Невозможность контроля

В Южной Осетии живет всего около 50 000 человек. Эта территория с непонятным статусом зависит только от России. Кажется, у России все карты и все возможности влияния. Тем не менее «порядок», который там удалось навести, поражает воображение.

Напомним, что лидер местной оппозиции Алла Джиоева в ноябре прошлого года на выборах победила кандидата, поддержанного Кремлем. Местный Верховный суд отменил результат. После серии митингов в поддержку Джиоевой она подписала с республиканскими властями соглашение о проведении 25 марта новых выборов, об отставке нескольких чиновников и отказе властей от преследований сторонников Джиоевой.

Послушные прежнему президенту Эдуарду Кокойты депутаты отклонили отставку генпрокурора и председателя Верховного суда и дезавуировали ключевой пункт декабрьских соглашений между властями и оппозицией. Джиоева решила, что свободна от соглашения тоже, и назначила инаугурацию на 10 февраля. После проведенной против нее силовой акции она приходит в себя в больнице.

Теперь она вряд ли сможет участвовать в выборах по состоянию здоровья или из-за расследования уголовного дела о попытке государственного переворота. План по зачистке будущих выборов от опасного конкурента, по мнению экспертов, был согласован в Москве, которая поддерживает кандидатуру посла Южной Осетии в России Дмитрия Медоева. Показательно, что на следующий день после попытки задержать Джиоеву главного тренера сборной России по вольной борьбе Дзамболата Тедеева отправили в отпуск «на неопределенный срок».

История нынешних выборов в Южной Осетии отражает привычные практики российской политики в миниатюре. Ставя на своего кандидата, она действует так, как привыкла: покупает лояльность местных элит, не желая считаться с усталостью и даже возмущением граждан. В Южной Осетии Россия не учла особенности самосознания местных жителей, долгие годы боровшихся за независимость и требующих более уважительного отношения к своему волеизъявлению.

«Ведомости», 13.02.2012