Осетия Квайса



Южная Осетия выразит запоздалый протест

// Алла Джиоева снова выходит на улицу

Южная Осетия стоит на пороге нового противостояния. Завтра в Цхинвале состоится первый после декабрьских массовых протестов митинг оппозиции — ее лидер Алла Джиоева отозвала свою подпись под декабрьским соглашением с властями и потребовала передать власть «законно избранному президенту».

 

Соглашение с властями лидеры оппозиции подписали в декабре, после двухнедельных акций протеста на центральной площади Цхинвала. При посредничестве представителя Кремля Сергея Винокурова власть и оппозиция достигли компромисса: Эдуард Кокойты сложил с себя полномочия президента, а оппозиция увела людей с площади. Однако все остальные пункты соглашения, по мнению Аллы Джиоевой, не выполнены. «Там было прописано, что генпрокурор и председатель Верховного суда будут отправлены в отставку,— пояснила «Ъ» Алла Джиоева.— Но этого не произошло: правящая партия «Единство» выполнила приказ Кокойты и не утвердила отставку этих чиновников».

Госпожа Джиоева считает, что оппозицию и избирателей намеренно обманули. «В соглашении мы прописывали не попытку отставок Хугаева и Биченова, а их реальную отставку,— возмущается она.— И никто не убедит меня в том, что лидер партии «Единство» не сумел убедить 17 депутатов проголосовать за эти отставки, тем более что эти депутаты всегда голосуют по команде». Алла Джиоева говорит, что свою часть соглашения она выполнила: увела с улицы людей и «отдала победу 17 тыс. избирателей» (столько голосов она набрала на выборах), хотя сделать это, по ее словам, было «гораздо сложнее, чем лидеру «Единства» уговорить 17 депутатов».

Власть, по мнению лидера оппозиции, не выполнила и «устные обещания». «Нам обещали, что мой соратник Анатолий Баранкевич станет вице-премьером, но этого не произошло,— говорит Алла Джиоева.— Нам обещали возможность высказывать свою точку зрения в СМИ, но этого тоже не произошло».

В правительстве же Южной Осетии полагают, что лидер оппозиции принимает «эмоциональные решения». По мнению источника «Ъ» в правительственных кругах, Аллу Джиоеву задел отказ премьера Вадима Бровцева, исполняющего обязанности президента, встретиться с ней. «Зачем сейчас какой-то митинг, если юридически соглашения выполнены? — спрашивает собеседник «Ъ».— Они написали, что требуют от президента отставки этих людей, президент выполнил их требования. Да, они попали в ловушку, но кто в этом виноват?»

Алла Джиоева не отрицает, что задета отказом Вадима Бровцева: «Я написала Бровцеву письмо, в котором анализирую итоги соглашения, и попросила о встрече. Раз для меня у и. о. президента нет времени, мы выйдем на улицу, чтобы он услышал наши требования».

Между тем среди соратников лидера оппозиции наметился раскол — по ее словам, «движение по отстаиванию прав избирателей власть растаскивает по углам». Соратник госпожи Джиоевой социал-демократ Сергей Зассеев считает, что с митингом оппозиция опоздала — выходить из соглашения нужно было раньше, когда парламент отказался утвердить отставки генпрокурора и председателя Верховного суда. «Сегодня, когда новые выборы назначены и несколько кандидатов зарегистрировано, уже поздно»,— убежден оппозиционер. По мнению Сергея Зассеева, население не готово сегодня к новым акциям протеста — они «настроены на новые выборы».

Об участии в новых выборах, которые состоятся 25 марта, уже заявили участники предыдущей президентской гонки — Игорь Алборов и Георгий Кабисов, а также вице-спикер парламента Юрий Дзиццойты. Предполагается, что в ближайшие дни об участии в выборах заявит еще один вице-спикер парламента Мира Цховребова. Первые два кандидата считаются близкими к команде Эдуарда Кокойты, оба же вице-спикера во время акций протеста оппозиции выражали поддержку Алле Джиоевой и требовали отставки Эдуарда Кокойты.

Сама Алла Джиоева, скорее всего, не сможет участвовать в новых выборах — хотя в декабрьском соглашении ей это фактически гарантировали. По закону кандидат, по вине которого предыдущие выборы признаны недействительными, к новым выборам не допускается — об этом недавно напомнил так и не уволенный глава Верховного суда Ацамаз Биченов. Алла Джиоева уже назвала «Ъ» новые выборы «нелегитимными» — по ее мнению, легитимные выборы состоялись 27 ноября, и у Южной Осетии есть «законно избранный президент».

Ольга АЛЛЕНОВА,
«Коммерсантъ», 20.01.2012

Фото: Глеб Щелкунов /  Коммерсантъ