Был ли гарантом Конституции РЮО бывший Президент Э.Дж.Кокойты?
Инал МАМИЕВ,
заместитель председателя парламента Южной Осетии 2-го и 3-го созывов
Общественно-политическая ситуация в Республике Южная Осетия в основном стабилизировалась, причиной тому стал уход в отставку человека, который дважды в 2001 и в 2006 годах торжественно клялся соблюдать и защищать Конституцию и законы Республики Южная Осетия, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина.
В народе говорят, что факты – упрямая вещь. И это, безусловно, так. Достаточно рассмотреть фактическое положение Основного Закона нашей республики, в котором он оказался по вине «гаранта».
Статья 1 Конституции утверждает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Южная Осетия является ее народ, который осуществляет свою власть как через органы государственной власти, так и через органы местного самоуправления. Исходя из этого, статья 6 провозгласила, что в РЮО признается и гарантируется местное самоуправление. Бывший же президент не только не гарантировал организацию местного самоуправления, но даже не протестовал, когда депутаты Парламента 4-го и 5-го созывов дважды неконституционно приостановили юридическое действие главы VIII Конституции о местном самоуправлении.
Причина проста – Конституция (пункт 9 статьи 50) требует от президента назначать и освобождать глав администраций города и районов по согласованию с местными представительными органами. По этой причине очевидно не выполнено в течение 10 лет требование Конституции об избрании местных Советов народных депутатов, они не избраны еще и сегодня.
Пункт 2 статьи 3 Конституции утверждает, что Республика Южная Осетия состоит из г.Цхинвал и четырех районов. Вместо того, чтобы организовать подготовительную работу и провести хотя бы местный референдум в Дзауском районе о согласии населения на провозглашение поселка Квайса городом, господин Президент единолично решил этот вопрос, а статья 3 Основного Закона как была, и так и осталась с одним городом.
В статье 7 Конституции органы местного самоуправления именуются уже местными органами государственной власти. Это утверждение является серьезной юридической ошибкой.
Во-первых, Закон РЮО о местном самоуправлении никто не отменял, он просто не исполняется.
Во-вторых, местные органы не могут исполнять государственную власть потому, что согласно статье 5 Конституции местная власть в РЮО не располагает пока третьей ветвью – не избраны в городе и районах представительные органы (Советы депутатов).
Не выполняется и пункт 2 статьи 12. До сих пор не разработан и не принят Закон РЮО о земле. Это серозное нарушение Конституции.
Бывший президент Э.Кокойты часто любил повторять «мой народ», но забывал о народе, когда дело касалось осуществления социальной политики. Так, статья 25 Конституции предполагала бесплатную медицинскую помощь в госучреждениях здравоохранения, однако за 10 лет плата даже за простейший осмотр и анализы возросла в 5-6 раз, а цена простейшей операции – до 10тысяч рублей.
Кто в Южной Осетии поверит, что согласно пункту 2 статьи 27 Конституции жилище граждан – неприкосновенно. Все жители знают, а многие были свидетелями того, какое беззаконие проявили правоохранительные органы в период последних президентских выборов, когда в 2-3 часа ночи врывались в жилища граждан и арестовывали людей только за то, что они протестовали против незаконных решений либо ради любопытства стояли в толпе протестующих.
Известно, что по инициативе Э.Кокойти во время первого тура голосования одновременно прошел и референдум о государственном статусе русского языка. Русский язык в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Конституции наряду с осетинским языком уже много лет признается официальным языком. И не было никакой необходимости еще раз выносить этот вопрос на референдум и рисковать его провалом. А если уж выносить, то следовало сформулировать вопрос так, как он будет звучать в статье 4. Вот и получается, что народ сказал «Да», а статья осталась в прежней редакции, а менять ее нельзя без нового референдума о новой редакции статьи 4.
Именно с этим связан теперь и казус с пунктом 1 статьи 48 Конституции по поводу обязательности владения президентом каким-то из двух государственных языков. Да и сам пункт 1 этой статьи никаким нормам международного права не соответствует. Кроме того его формулировка буквально перед выборами президента была внесена группой депутатов и статья теперь явно противоречит статье 23 Конституции, где сказано, что право избирать и быть избранным имеет любой гражданин РЮО, если он судом не признан недееспособным, а также по приговору суда не отправлен в места не столь отдаленные. Кстати, статус статьи 23 выше, чем статьи 48, так как ее формулировка принята путем всенародного референдума, а не депутатами.
Бесполезны были споры и о том, когда именно должен был сложить свои полномочия бывший президент. Пункт 2 статьи 48 недвусмысленно утверждает, что президент избирается ровно на 5 лет и ни на один день больше. А то положение, которое изложено в Конституционном законе РЮО о выборах Президента РЮО о сложении полномочий в день инаугурации – это всего навсего ритуал передачи власти от «старого» президента «новому». При этом следует учитывать, что норма избрания президента на 5 лет изложена в конституции, а то, что не соответствует Конституции – не имеет юридической силы. Срок полномочий Э.Кокойти истек 7 декабря 2011 года, и ему следовало в тот же день выступить по местному телевидению, извиниться за допущенные серьезные нарушения законности и с честью уйти, а не пытаться продлить срок полномочий еще на 4 месяца.
В ноябре 2008 года Парламентом РЮО был принят Конституционный закон РЮО «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Южная Осетия», разработанный и представленный депутатам бывшим главой Администрации президента А.М.Большаковым и Генеральным прокурором Т.Г.Хугаевым. Изменения коснулись почти половины пунктов Конституции, начиная с главы III. Все было бы приемлемо, если бы не были допущены многочисленные ошибки.
В частности, из статьи 47 (п.2) исключено слово «управление». Стыдно, что такие высокие чиновники и более 30-ти депутатов не знают разницу между терминами «государственная власть» и «государственное управление». Органы государственной власти четко обозначены в статье 7 Конституции, а остальные государственные учреждения, в том числе госкомитеты, комитеты, службы, управления и т.д. – это органы госуправления, а президент согласно статье 47 одновременно «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие» и тех, и других государственных органов.
Ошибочным является также исключение из статьи 49 слов «и приглашенных лиц». Здесь речь шла о традиционном приглашении почетных гостей на инаугурацию, но очевидно Э.Кокойти хотел произносить клятву на Конституции без свидетелей, раз подписал эти изменения.
В упомянутом выше Конституционном законе об изменениях в статье 50 перечислены 39 полномочий президента, но среди них нет его права создавать и возглавлять Президиум Правительства РЮО.
Факт создания Президиума закреплен лишь в статье 73 Основного Закона, но и то, в нарушение общепринятых в науке государственного управления норм, создан Президиум в качестве надстройки над самим Правительством РЮО и, согласно статьи 4 Закона о Правительстве РЮО, возглавляется президентом и подотчетен только президенту. Это абсурд, но в Южной Осетии можно, очевидно, устанавливать для президента любые привилегии, в том числе отчитываться сам перед собой.
Как известно, Пенсионный фонд РЮО был бездумно ликвидирован в начале нынешнего столетия и его функции были переданы Минздраву РЮО. Однако пункт 28 статьи 50 до сих пор гласит, что председателя ПФ назначает президент. Видно он не знает, что такого фонда в госструктуре РЮО нет.
В личную вотчину превратил Э.Кокойти и свое право (п. 36 статьи 50) награждать государственными наградами и присваивать почетные звания, не учитывая даже мнение членов наградной комиссии. Десятки замечательных тружеников отдали свои силы и энергию во славу Южной Осетии, но у бывшего президента они не заслужили даже юбилейной медали. А вот гастролеры, которые зашибали огромные гонорары одним своим выступлением, уезжали из Южной Осетии с орденами, медалями и высокими званиями, хотя для народа республики ничего полезного они не сделали.
В то же время его, очевидно, не волновали перспективы развития Республики, если до сих пор за 10 лет не рассмотрена и не утверждена ни одна республиканская концепция согласно пункту 39 статьи 50, где речь идет о концепциях государственного, экономического, социального, культурного и национального развития РЮО.
Не выполнялся в полной мере также п.2 статьи 51 о том, что указы и распоряжения не должны противоречить Конституции и законами РЮО. К примеру, взять хотя бы Указ Президента РЮО от 25.08.2009 года «О структуре исполнительных органов государственной власти РЮО» На самом деле в Указе речь идет о реорганизации системы органов исполнительной власти, а их структура утверждается как приложение №1 к Указу.
При этом уже в оглавлении Указа нарушен пункт 1 статьи 7 Конституции, так как государственную власть осуществляет только Правительство РЮО, а не все органы входящие в исполнительную власть и перечисленные в приложении №1 к Указу. Причем и здесь оглавление данного приложения и его содержание противоречат и Конституции и Закону РЮО «О Правительстве РЮО», так как структура без Председателя Правительства и его заместителей – это абсурд. А они в Указе отсутствуют.
Серьезную ошибку допустил Парламент РЮО утвердив предложение Э.Кокойти о назначении повторных выборов через 4 месяца 25.03.2012 года. В пункте 3 статьи 50 Конституции четко прописано, что выборы президента должны состоятся не позднее 90 дней со дня досрочного прекращения исполнения полномочий бывшим главой государства. В то же время Законом РЮО о выборах президента установлен минимальный срок 2 месяца с тем, чтобы не оставлять Республику, оказавшуюся по вине Э.Кокойти и его окружения «у разбитого корыта», без полноправного главы государства еще на 4 месяца.
Не выполнен также и пункт 2 статьи 53 Конституции, предписывавший принятие конституционного закона о правах, обязанностях и гарантиях президента и экс-президента РЮО. Теперь неизвестно каким законом будут обеспечиваться дальнейшие права и гарантии Э.Кокойти.
Впрочем, в таком же положении находится Парламент РЮО. Депутаты Парламента не выполнили до сих пор пункт 2 статьи 56, не разработали и не приняли Конституционный закон о порядке организации деятельности депутатов законодательной власти РЮО. В связи с этим все юридические действия и решения принятые в течении 10 лет можно считать нелегитимными, несмотря даже на то, что законодатели РЮО руководствуются Регламентом работы Парламента, который явно не тянет на Конституционный закон о Парламенте.
Не соблюдается также порядок избрания председателя Парламента РЮО. Несмотря на отсутствие у президента соответствующего полномочия, Председатель Парламента, как правило, избирался по представлению Э.Кокойти.
Серьезным недоразумением является включение согласно п.2 статьи 73 в состав Правительства РЮО Руководителя Администрации Президента РЮО, не имеющего никакого отношения к структуре правительственных органов исполнительной власти. Согласно Указу Президента от 25.08.2009 года он непосредственно подчиняется и подотчетен только Президенту, а не Председателю Правительства РЮО, которому в соответствии с Законом РЮО о Правительстве напрямую подчиняется только Глава Администрации Правительства, который ранее входил в состав Правительства.
Грубейшей ошибкой является и формулировка пункта 2 статьи 82 Конституции о том, что Конституционный Суд формируется Президентом РЮО в количестве пяти судей. Это явно противоречит пункту 22 статьи 50 и пунктам 24 и 25 статьи 61 Основного Закона республики, где четко установлен порядок формирования высшего судебного органа РЮО на паритетных началах Президентом и Парламентом РЮО.
К сожалению, Конституционный Суд в течение 10 лет не был сформирован, и в результате ни один пункт статьи 83 не был выполнен. Это дало возможность Э.Кокойты бесконтрольно творить беззаконие, вольно трактуя и Конституцию, и иные законодательные акты. Будь Конституционный Суд на месте, он бы, уверен, никогда не допустил того беспредела, который натворил Верховный Суд под руководством бывшего президента при принятии решения об итогах повторного голосования по «жалобе» партии «Единство», а по существу – по указке президента.
Есть еще два важных пункта, которые, несомненно, способствовали бы пресечению правового беспредела, но, к сожалению, они практически бездействуют. Речь идет, во-первых, о пункте 1 статьи 87. Сплошь и рядом нарушаются требования Конституции и Законов РЮО, а прокуратура – наш главный надзорный орган – не реагирует на многие факты.
Второе, нарушение состоит в том, что пункт 7 «Заключительных и переходных положений» Конституции РЮО запрещает Высшему Арбитражному Суду РЮО с момента принятия Основного Закона исполнять свои полномочия, но Суд использует свои полномочия в полном объеме. Следовало бы давно исправить это абсурдное положение.
И наконец, невыполнение пунктов 2 и 3 «Заключительных и переходных положений» Конституции. Пункт 2 определил срок – в течение двух лет со дня принятия Конституции привести все законы в соответствие с ее положениями, а пункт 3 обязывал не позднее 2 лет подготовить и принять все Конституционные законы, в том числе указанные в действующей Конституции РЮО. Это требование, как и многие другие перечисленные выше, не были выполнены. Человек, постоянно называвший себя гарантом Конституции РЮО, на самом деле оказался клятвопреступником.