И снова: кто приютит оркестр Булата Газданова?
// Теперь с этим вопросом обратилась к власти и Общественная палата республики
… Уже очень трудно даже припомнить с ходу, навскидку, не зарываясь «с головой» в пухлые газетные подшивки нашего редакционного архива, сколько, в общей сложности, раз за последние четыре с лишним года поднимала «СО» эту проблему. Обросшую не просто бородой – густой, длинной и косматой бородищей. Похлеще, чем у пушкинского колдуна Черномора…
И самый, пожалуй, любопытный парадокс – в том, что озабоченность проблемой, которая имеется в виду, в высоких властных инстанциях и кабинетах нашей республики – тоже, вроде бы, налицо. Заявить, что за дверями этих кабинетов от нее с методичным ледяным равнодушием отмахиваются, как от назойливо жужжащего над ухом комара, было бы и нечестно, и, по большому счету, несправедливо. Стопки официальной переписки, кочующей из инстанции в инстанцию, свидетельствуют: есть в республике и стремление ее «разрулить», и искреннее сочувствие тем, на чьи плечи обрушился ее груз – тоже… И, тем не менее, света в конце тоннеля здесь по-прежнему не видно. Даже слабого его проблеска.
Речь идет о проблеме поиска временной крыши над головой, с которой пришлось столкнуться лицом к лицу Государственному оркестру народных инструментов РСО–А под управлением народного артиста России Булата Газданова. «В республиканском Доме радио, где «прописан» этот уникальный коллектив с богатейшей творческой историей – один из главных на протяжении уже многих десятков лет у нас в Осетии хранителей самобытной национальной музыкальной традиции, – не один год длится затянувшийся капремонт. В связи с чем работать оркестру приходится сейчас в условиях, близких попросту к экстремальным. Необходимость временно предоставить ему во Владикавказе помещение, где эти условия были бы куда более подобающими, наболела, что называется, до предельной остроты, – так, в который уж по счету раз, писала об этом «СО» ровно год назад, в материале «… И все же: кто приютит оркестр Булата Газданова?» от 29 декабря 2010 года. – С чем официальные республиканские и городские инстанции, «курирующие» сферу культуры, согласны на все сто. Только вот где именно изыскать для коллектива эти «квадратные метры», как раз и стало проблемой».
Увы: с тех пор, как были написаны и опубликованы эти строки, ровным счетом ничего так и не изменилось. Снова напомним «краткую предысторию вопроса»: сначала планировалось выделить оркестру помещение либо в здании республиканской Госфилармонии, либо в офисе Союза композиторов Северной Осетии на улице Тамаева. Но в филармонии тоже, как известно, длится и длится капитальный ремонт, и со сроками его окончания – пока туманно. А вариант с Союзом композиторов не устроил уже самих музыкантов: дело в том, что в этом здании «квартирует» еще и Национальный эстрадный оркестр имени Кима Суанова, и сразу двум коллективам – да еще и коллективам немаленьким – поместиться там, даже при всем желании, очень непросто. «Тем более что нам и имущество свое – компьютер, костюмы, библиотеку – надо куда-то из Дома радио перевозить, если оркестр будет оттуда переезжать, – поясняет худрук, директор и главный дирижер оркестра Булат Газданов. – Итогом всего этого стало мое письмо с просьбой о помощи, направленное на имя Главы республики Таймураза Дзамбековича Мамсурова. Оно было «переадресовано» в республиканский Минкульт с резолюцией: разобраться в ситуации и изыскать возможность помочь оркестру. Тогда, по инициативе министра культуры и массовых коммуникаций Фатимы Хабаловой, министерство начало переговоры с АМС Владикавказа – о том, чтобы на время ремонта в Доме радио Государственному оркестру народных инструментов было предоставлено помещение в здании Молодежного центра на улице Павленко. Но из городского управления культуры, в итоге, пришел ответ за подписью исполняющей обязанности его начальника Риты Фидаровой: у администрации города такой возможности нет, потому что в здании занимаются детские творческие коллективы, и со свободными помещениями там проблемно… Хотя, наверное, можно было бы и этим коллективам, и нам прийти к разумному компромиссу. И составить такие графики репетиций, чтобы друг другу не мешать и мирно уживаться под одной крышей».
И ситуация вновь повисла в воздухе. А в окно, тем временем, опять постучалась зима. И оркестр сегодня по-прежнему вынужден репетировать в холодных, как ледник, помещениях Дома радио, где отключено отопление…
Однако теперь сюжет этой грустной «истории с продолжением» выходит, похоже, на новый виток. Потому что руку поддержки оркестру Булата Газданова протянула уже и Общественная палата республики. Члены которой тоже ставят сегодня перед властью этот вопрос предельно жестко и остро, «ребром»: когда в далеком 1943 году этот музыкальный коллектив, ставший одним из самых ярких творческих «брендов» Иристона, создавался у нас во Владикавказе (а время-то, вдумайтесь только, стояло на дворе какое: война, разруха, голод, холод!), он, получается, был Осетии нужен. А сейчас? Не хочется произносить горькие слова «не нужен» – но неужели так-таки и неразрешима на самом деле проблема поиска для него новой «крыши над головой»? Как и другие проблемы оркестра…
– Коллектив работает сегодня в совершенно ужасных условиях. Начать, хотя бы, с того, что о каком по-настоящему полноценном творческом процессе вообще может идти здесь речь, если помещение в закрытом на капремонт Доме радио, где он вынужден репетировать, не отапливается, а половина музыкантов сидит на больничных из-за простуд? – подчеркивает председатель комиссии Общественной палаты РСО–А по сохранению культурного наследия, декан исторического факультета СОГУ Аслан Цуциев, побывавший в начале декабря в гостях у оркестра вместе с председателем комиссии ОП РСО–А по здравоохранению, главным врачом медико-санитарной части промышленных предприятий Владикавказа Шалико Тедеевым. – Не говоря уже о прочих проблемах коллектива: о низких зарплатах артистов, вынуждающих их бегать по подработкам и играть на свадьбах и корпоративных вечеринках, чтобы как-то кормить семьи, о том, что оставляет желать много лучшего его материально-техническая база…
От имени Общественной палаты мы уже подготовили письменные обращения на имя Главы республики и главы АМС города Владикавказа с просьбами снова обратить самое неравнодушное внимание на наболевшую ситуацию с поисками временной «прописки» для Государственного оркестра народных инструментов. Чтобы сдвинулась эта ситуация, наконец, с мертвой точки. Потому что очень больно слышать от его худрука, заслуженного и очень уважаемого в Осетии человека, лауреата Госпремии имени Коста и национальной премии «Яблоко нартов», полные горечи слова: «Мне уже просто стыдно обивать со своими просьбами чиновничьи пороги. Для себя лично я ведь ничего не прошу. Меня тревожит, что будет дальше с нашим коллективом, который жив сегодня только благодаря тому, что работают в нем энтузиасты…»
– Нами подготовлена к премьере новая программа – в ней около 30 произведений. 22 декабря даем очередной концерт – в Беслане. Словом, оркестр не простаивает. Но, действительно, за его будущее мне, как худруку, становится с каждым годом все тревожнее: настанет день, когда уйдет из коллектива «по возрасту» его старая гвардия, а кто придет ей на смену? Привлекут ли в него талантливую молодежь копеечные зарплаты и отсутствие достойных условий для работы? – застарелая боль звучит и в голосе самого Булата Гаппоевича.
… А еще – и об этом тоже не раз писала «СО» – есть у оркестра и другая мечта, давняя и заветная: чтобы у него все-таки появилось когда-нибудь собственное здание. Пускай и небольшое. Это, кстати, могло бы, наверное, стать самым лучшим и самым кардинальным выходом из тупика, в который зашла ситуация с поисками для него новой временной «прописки»… Только вот республике осилить этот проект сегодня трудно – такое строительство требует, все-таки, немаленьких затрат. А спонсоры-меценаты прийти здесь на помощь оркестру, мягко говоря, не рвутся. «Я так шучу: если бы у нас в республике все «новые богатые», искренне считающие себя патриотами родной осетинской культуры, взяли да скинулись для нашего коллектива хотя бы по одному кирпичу, оркестр бы уже давным-давно справил новоселье», – вздыхает Булат Газданов. И эта шутка, как говорится, и вправду была бы смешной, если бы не была такой грустной…
Е.КОВАЛЕНКО,
«Северная Осетия», 14.12.2011