Осетия Квайса



«Чтобы знали, что мы им не враги»

// Почему Южная Осетия все же пришла на думские выборы

Вчера на выборах в Госдуму РФ голосовала и охваченная революцией Южная Осетия. Несмотря на многодневное уличное противостояние оппозиции с властью и на безуспешные пока попытки Москвы разрешить кризис, к консульству РФ вчера весь день стояла длинная очередь. На активность избирателей во многом повлиял призыв лидеров оппозиции прийти на участки и отдать голос за «Единую Россию».

Тем не менее голосование за российскую партию власти оппозиции не помогло, поэтому вчера вечером сторонники Аллы Джиоевой обратились к международной общественности с призывом помочь республике отстоять свой выбор и не допустить кровопролития. С подробностями из Цхинвала — спецкор «Ъ» ОЛЬГА АЛЛЕНОВА.

«Пусть хоть теперь Россия нас услышит»

Все предыдущие дни настроения на площади у здания правительства становились все более протестными. Сначала здесь выступали только против местной власти, но вскоре стали звучать и упреки в адрес России, которая «не дает народу Южной Осетии сделать свой выбор». Многие говорили, что раз Москва не хочет слышать народ, то надо игнорировать выборы в Госдуму. В Южной Осетии большинство жителей являются российскими гражданами. Как заявил «Ъ» российский посол Эльбрус Каргиев, в республике около 43 тыс. избирателей, имеющих паспорта граждан РФ (включая российских военных).

Угроза срыва выборов испугала власть. Президент Кокойты за день до голосования собрал глав администраций районов и заявил, что «население республики должно принять активное участие» в российских выборах. Было понятно, что тема для президента Кокойты важна — ему нужно было показать Москве, что он все еще контролирует ситуацию в республике. Для России голосование Южной Осетии тоже небезразлично — игнорирование выборов в Думу было бы констатацией провала политики Кремля в Южной Осетии. Но, стоя на площади, трудно было понять, как можно заставить жителей Южной Осетии пойти голосовать на выборах государства, которое отбирает их собственный выбор.

Однако сторонникам Аллы Джиоевой удалось даже это. В субботу, несмотря на день тишины, генерал Анатолий Баранкевич вышел к собравшимся на площади и попросил прийти на участки и проголосовать за «Единую Россию». Его призыв на площади встретили молча. Потом он объяснил: «Нас уже обвиняют в том, что выступаем против России. Нельзя, чтобы в это поверили. Мы не были против России и не будем». Этот аргумент сработал.

В Южной Осетии было открыто восемь избирательных участков. Один из них расположился в консульстве РФ в центре Цхинвала — туда с раннего утра выстроилась длинная очередь. К обеду началась давка — всем хотелось проголосовать быстрее и не мерзнуть. Многочасовая очередь в консульство не делала чести России, потому что особенно много было в этой очереди пожилых людей, которые не могли долго стоять. Но и вырваться назад было невозможно. «Пусть хоть теперь Россия нас услышит!» — сказала женщина, которая накануне играла на гармошке на площади.

На участке одна из женщин со слабым зрением подошла к корреспонденту «Ъ» и попросила показать ей графу с «Единой Россией». На вопрос, почему она хочет голосовать за эту партию, избирательница ответила: «Я даю свой голос «Единой России», чтобы они знали, что мы им не враги. И чтобы они нам помогли. Я три года живу у соседей, мой дом разрушен, он даже не попал в список восстановления. Нашему правителю я больше не верю». Другая женщина долго искала в списке «партию Путина» и, найдя, сообщила: «Путин разберется в том, кто тут воровал». Некоторые пожилые избиратели хотели проголосовать «за Аллу Джиоеву», и им объясняли, что за Аллу Джиоеву здесь голосовать нельзя.

Корреспонденту «Ъ» и многим российским журналистам тоже удалось проголосовать на этом участке. Россиянам здесь разрешалось голосовать без открепительных удостоверений. При этом получить бюллетень любой из нас мог на всех участках в Южной Осетии. На вопрос, где гарантия, что один избиратель не проголосует дважды, сотрудники дипмиссии ответили, что нарушения выявятся в результате проверки бюллетеней. «Если бы у вас ставили печать в паспорт избирателя, как в Южной Осетии, то проголосовать дважды никому уже не удалось бы,— сообщила «Ъ» одна из бывших сотрудниц местного ЦИКа, убежденная, что голосование в Южной Осетии было более прозрачным, чем в России.— Но тогда вы бы тоже пошли на площадь».

«Зачем нам новые выборы?»

Между тем голосование за «Единую Россию», как казалось, могло положительно повлиять на ситуацию. Как рассказал «Ъ» генерал Баранкевич, у ведущих переговоры с оппозицией чиновников Кремля весть о том, что штаб Джиоевой призывает своих сторонников идти на выборы и голосовать за «Единую Россию», вызвала одобрение и благодарность. «Они поняли, что мы настроены конструктивно,— сообщил он «Ъ».— И мы надеемся на то, что Москва разберется в сложившейся ситуации».

После того? как стало ясно, что избиратели Южной Осетии пришли на выборы и проголосовали за нужную Кремлю партию, переговоры возобновились с новой силой. По данным «Ъ», по-прежнему обсуждается возможная отставка Эдуарда Кокойты и уход Аллы Джиоевой с политической арены. Оппозиция согласна с первым решением и не согласна со вторым. «Выбор уже сделан,— заявил «Ъ» Анатолий Баранкевич.— Зачем нам новые выборы?» На вопрос «Ъ», согласится ли на новые выборы Алла Джиоева, если ее допустят к участию в них, генерал ответил, что «это невозможно»: «По закону, если ее признали виновной в нарушениях, она не может участвовать в новых выборах. Это они сейчас обещают, что готовы на уступки, но Алла сама не пойдет на нарушение закона».

Между тем сторонники Аллы Джиоевой готовятся и к неблагополучному исходу как переговоров с посланцами Кремля, так и рассмотрения Верховным судом республики жалобы на отмену итогов выборов. Лидеры оппозиции сообщили, что, если переговоры не дадут результатов, оппозиция начинает акции неповиновения. «Если до сих пор мы просто приходили на площадь, то теперь перестанем ходить на работу,— сообщили представители штаба Аллы Джиоевой.— Исключения касаются только тех, кто отвечает за жизнеобеспечение республики». По мнению лидеров оппозиции, другого способа для того, чтобы привлечь внимание Москвы, у Южной Осетии нет.

Вечером, после очередной серии переговоров, лидеры оппозиции заявили, что представители администрации президента РФ предложили оппозиции «разойтись». Других предложений в этот день от московских гостей не прозвучало. «Никуда не расходимся,— призвали оппозиционеры сторонников.— Стоим и ждем». «Нас обманули!» — крикнул кто-то. «Они хотели, чтобы мы проголосовали, и кинули нас»,— мрачно говорили мужчины.

Ближе к ночи по площади поползли тревожные слухи о том, что завтра утром лагерь оппозиции будет разогнан. Поэтому оппозиционеры срочно объявили об инаугурации Аллы Джиоевой как избранного президента, которая должна пройти 10 декабря. Одновременно ее сторонники обратились за помощью к мировому сообществу, попросив его вмешаться в ситуацию, чтобы не случилась трагедия. Затем вся площадь начала зажигать свечи. Складывается ощущение, что другого способа решения проблемы несогласных, кроме как жесткий разгон, у желающих сохранить свои кресла чиновников не остается.

— Если власти применят силу, начнется гражданская война! — уверена глава медиацентра «Ир» Ирина Гаглоева.

Ольга АЛЛЕНОВА,
«Коммерсантъ», 05.12.2011

Фото: Глеб Щелкунов /  Коммерсантъ