Кокойты вынужден грызть землю за Бибилова
Шумные президентские выборы в Южной Осетии не завершены. Скоро начнется второй тур состязания. В этой ситуации осталась в тени другая тема народного волеизъявления – референдум о придании русскому языку статуса второго государственного. Народ, который разделился в плане симпатий к кандидатам на высокий пост, почти единодушно поддержал русскую речь. Но сейчас осетинам не до вопросов гуманитарного порядка. Начинается новый этап борьбы за президентское кресло, и битва обещает быть жесткой, если не сказать жестокой.
…До прошедшего воскресения президентская гонка казалась шумным восточным базаром, на котором собрались одиннадцать амбициозных «торговцев». Почти каждый из этих кандидатов был уверен в своей победе. Более того, некоторые решили очень серьезно вложиться в это сомнительное дело. Например, кандидат Алан Котаев привез из Москвы балет «Тодес», который развлекал цхинвальцев, стоящих почти по колено в грязи на разбитых городских улицах, куда с близлежащих холмов стекали мутные потоки талых вод.
Но цирк уехал, а клоуны остались. Аутсайдеры первого тура выборов должны сказать большое спасибо местному Центризбиркому за то, что тот пока держит втайне данные о количестве проголосовавших за них. В процентах их успехи могут даже не смотреться плачевно, например, если кандидата поддержали 4.5% избирателей. Но на деле это несколько сотен или даже десятков человек. То есть «я сам, моя семья, родня и близкие».
На сей раз все будет серьезнее. Фавориты гонки, глава местного МЧС Анатолий Бибилов и бывший министр образования Алла Джиоева, получили практически равное количество голосов. И если Бибилов – это «власть», то Джиоева – «оппозиция». И если для Джиоевой 25 процентов голосов – это победа и повод для ее сторонников пострелять из автоматов в воздух, то те же 25% для Бибилова – это поражение и очень нехороший знак.
С одной стороны, в маленькой республике все просто. Власть не любят. Любить ее не за что. После 2008 года из России пришли огромные деньги, а в городе – непролазная грязь и руины. И все это время люди наблюдали, как «пирог» не могли поделить между собой местные во главе с президентом и присланная министерством регионального развития РФ из Челябинска команда «эффективных менеджеров». И ладно бы в руинах оставались административные здания, так нет: у родственников или в разбитых квартирах живут тысячи простых людей.
Но и оппозиция в Южной Осетии была все эти годы явно не в ударе. Как любят шутить в Цхинвале, осетины не умеют на плацу рассчитаться на «первый-второй». Каждый должен быть первым. Поэтому все, что происходило перед выборами, было полным провалом для оппозиционеров. Они не смогли объединиться. Свою партию отлично сыграл только тренер сборной России по вольной борьбе Дзамболат Тедеев. После того как ему не дали выдвинуть свою кандидатуру, он публично поддержал Джиоеву. Как теперь видим, его слово имеет в республике вес.
И вот только сейчас начинается борьба не на шутку. Оппозиция, даже в том жутком виде, в каком она существует в Южной Осетии, вполне может победить. И тут сражаться не на жизнь, а на смерть стоит даже не кандидату Бибилову, а самому Кокойты. Приход к власти Джиоевой – это означает приход Тедеева, Баранкевича и всех других лютых врагов нынешнего президента. Алла Джиоева – это отнюдь не добрая «мать Тереза», примиряющая всех осетин, а совершенно иной стиль и другие люди у власти в республике. Можно смело сказать, что если она победит, то Кокойты ждет не почетная отставка. В лучшем случае это будет жесткая опала с визитами в прокуратуру, а скорее всего – место в той же тюрьме, где продолжает сидеть один из уже бывших кандидатов в президенты Алан Кочиев.
Южная Осетия продемонстрировала миру невероятно нестандартную политику. Казалось бы, что делить в нищей республике, где столица, по сути, райцентр, а вокруг только горы, горы, горы…
Но передрались все со всеми. И кандидат от власти Анатолий Бибилов – на самом деле не совсем кандидат от власти. Он, может быть, даже больше представитель оппозиции. Дело в том, что Бибилов, конечно, не политик, а чиновник. Но чиновник самостоятельный. Он точно не будет «шестеркой» прежнего президента, и Эдуард Кокойты это хорошо знает. Но на Бибилове настояла Россия, точнее – группа конкретных чиновников. Под Бибилова на выборы пришли деньги и консультанты, и Кокойты была навязана игра, которая ему не особо интересна. У него, кстати, был свой преемник, один из тех одиннадцати кандидатов. Но он не прошел.
Программа помощи российских консультантов как всегда окончилась провалом. Население все равно проголосовало так, как хотело. А все флешмобы с флажками и медиа-персонами никакой роли не сыграли. Вон, другой кандидат – Котаев – привез целый балет «Тодес», который намного интереснее председателя комитета Госдумы Константина Косачева. На балет сходил весь Цхинвал, но за Котаева не проголосовал. А тем более – не проголосовал за Косачева.
Поэтому все игроки сейчас в сложной ситуации. Кокойты вынужден грызть землю за Бибилова, чтобы не пришла Джиоева, то есть выбирать из двух зол меньшее. По логике вещей, в поддержку кандидата от власти должны работать все имеющиеся административные ресурсы, плюс поддержка российских политтехнологов и всех прочих консультантов, окопавшихся в созданном перед выборами пресс-центре. Но если речь идет о чем-то более важном, чем еще один распил денег на предвыборной кампании, то сторонники Бибилова должны понять: чем больше они дергаются, тем меньше шансы их кандидата стать президентом. Вот такой вот осетинский кубик-рубик.
Ну что ж, подождем второго тура через пару недель. Подготовка к голосованию наверняка будет очень насыщенной и интересной.
Антон КРИВЕНЮК,
Newsinfo.Ru, 15.11.2011