ВТО ценой Абхазии
// Россия станет членом Всемирной торговой организации, только отказавшись
от признания независимости бывших грузинских автономий
Россия не смогла преодолеть сопротивление Грузии на пути в ВТО. Очередной раунд переговоров в Женеве в понедельник закончился провалом. Следующая попытка будет предпринята в октябре.
Формально российско-грузинских переговоров как бы и нет, в графике ВТО они отсутствуют, проводятся на площадке швейцарского МИДа как «частная встреча». Стороны, включая Швейцарию, даже договорились не комментировать ход переговоров, напомнил «МН» руководитель российской делегации Максим Медведков. Но Грузия во вторник нарушила договоренность. Министр иностранных дел Григол Вашадзе рассказал о провале переговоров и возложил ответственность на Москву. «Грузинская сторона идет на определенные компромиссы, российская же сторона стоит, как на Бородинском поле, и не желает ничего менять», – заявил министр.
России необходимо договориться с Грузией. Секретариат ВТО, подуставший от 18-летних (с 1993 года) попыток России присоединиться к организации, дал нашей стране, возможно, последний шанс. В декабре состоится заседание генсовета ВТО, на котором могут быть обновлены многие стандарты организации, например, в области поддержки сельского хозяйства. Летом гендиректор ВТО Паскаль Лами предложил России график, по которому она присоединяется в ноябре, до конференции, а значит, сможет, поучаствовать в обсуждении новых правил игры. Многие в России расценили щедрость Лами так: билет уже в кармане. Но не учли грузинский фактор.
Чтобы стать членом ВТО, рабочая группа, которая принимает нашу страну, должна собраться на формальное заседание (Лами запланировал его на 10-11 ноября), объясняет Алексей Портанский из Высшей школы экономики. На нем страны-члены должны сделать рекомендацию генсовету ВТО – Россию принять. Но проблема в том, что рабочая группа собирается на формальные заседания только по решению всех членов. С 2006 года Грузия, член рабочей группы, неизменно накладывает вето на контакты с Россией, соответственно все, что делает российская делегация в Женеве с этого времени, – это неформальные контакты, часто буквально в кафе, объясняет Портанский. «Рабочей группе предстоит решить, сможет ли она пойти на беспрецедентный шаг и собраться на заседание при несогласии Грузии, — говорит эксперт. — Пока такого сценария не просматривается».
Именно в 2006 году Россия запретила к ввозу ряд грузинских товаров, временно даже прекратилось авиасообщение. После этого случилась война 2008 года, которая все усложнила: теперь Россия, может быть, и рада разрешить к ввозу вино и «боржоми», да это ничего не даст. Главный предмет спора – статус госграницы России с Абхазией и Южной Осетией. На ней стоят пункты пропуска, их обслуживают российские пограничники. Грузия считает Абхазию и Южную Осетию своими территориями и настаивает, чтобы россиян сменили или грузинские таможенники, или миротворцы ООН.
Еще весной казалось, что компромисс возможен. Появилась идея наблюдать за грузами, пересекающими границу, с помощью международных космических спутников. Но вопрос все равно сводится к тому, что Россия должна отказаться от признания Абхазии и Южной Осетии, объясняет Портанский. Если Россия хоть как-то изменит статус пребывания своих пограничников, то будет означать признание правоты Грузии, «мы на это пойти не можем, значит, пока задача не имеет решения».
Сторонники членства России в ВТО рассчитывали, что на Грузию надавят США. Но «американцы не хотят, чтобы их вмешательство было заметным», полагает Портанский. Посол Грузии в США Темур Якобашвили подчеркивает, что давления нет. США «просто поддерживают членство России в ВТО, однако нет речи о том, что Россия обязательно должна стать членом этой организации. Если Россия хочет вступить в ВТО, она должна договориться с Грузией», заявил он в понедельник.
В следующий раз Россия и Грузия проведут переговоры в начале октября, сообщил МН источник в российской делегации. Официальная позиция России – «план Лами не является невыполнимым», напоминает Портанский, но сам же признает, что «развитие событий не сможет предсказать никто, ни один министр или даже президент, мы слишком часто оказывались на пороге, но нас жестко отбрасывали назад». «На вопрос, все ли погибло, раз Грузия упрямится, нет ответа, все в руках секретариата ВТО», говорит член делегации, намекая, что ВТО ради России могла бы и нарушить собственные догмы. Между тем официальная позиция Грузии выглядит формально безупречной, эта страна, как заявляла недавно министр экономики Грузии Вера Кобалия, «абсолютно не против вступления России в ВТО. Однако, вступив в эту организацию, Россия будет обязана в дальнейшем соблюдать ее правила и нормы. То есть на грузинско-российской границе должен быть установлен таможенный контроль, признанный на международном уровне».
Евгений АРСЮХИН,
«Московские новости», 13.09.2011