Валерия ХУГАЕВА: «Меня называли Фатимой…»
Много лет блистающая на сцене Русского театра во Владикавказе народная артистка России Валерия ХУГАЕВА с самого начала своей творческой карьеры стала любимицей зрителей. А 55 лет назад, в сентябре 1956 года, молодая актриса получила свое первое и, как она говорит, самое дорогое звание – заслуженной артистки Северо-Осетинской АССР.
За несколько лет до этого знаменательного события талантливая студентка московского ГИТИСа Валерия Старченко даже не представляла, что встретит в Москве, в институтских стенах, свою судьбу – Георгия Хугаева, будущего выдающегося режиссера. Что навсегда свяжет с ним свою жизнь и уедет в маленькую Осетию, которая станет для нее родной и любимой на все времена.
И сейчас, через десятилетия, Валерия Вячеславовна вспоминает, с каким восхищением она восприняла атмосферу старого доброго Владикавказа с его театральными традициями, полностью погрузившись в творческую среду и национальный колорит. Звание «заслуженной» В.Хугаева получила, сыграв роль Фатимы в спектакле, поставленном к 100-летнему юбилею со дня рождения Коста Хетагурова.
Валерия ХУГАЕВА
С «Фатимой» связана очень интересная история. Вместе с заслуженным артистом РСФСР и Северо-Осетинской АССР Юрием Мерденовым мы часто читали на республиканском радио стихи, озвучивали передачи… Однажды ко мне подошла редактор радио Мария Газданова и сказала: «Вы не могли бы с Юрой к 100-летнему юбилею Коста сделать радио-спектакль по драматической поэме «Фатима»?»
Мы приступили к работе. Я подобрала актеров, а сама сыграла Фатиму… Спектакль имел такой резонанс, что на радио посыпались телефонные звонки с настойчивыми просьбами: «Повторите!» И постановку неоднократно повторяли.
После этого в 1956 году наше театральное руководство тоже решило всерьез обратиться к этому произведению. Пригласили Николая Афанасьевича Козлова, чтобы он подготовил сценическую композицию. Та, первая инсценировка, почти полностью базировалась на тексте Коста Хетагурова. «Фатима» вышла на сцену. Это было нечто! С тех пор меня только Фатимой и назвали…
Вскоре с этой постановкой труппа Северо-Осетинского республиканского театра русской драмы поехала на гастроли в Тбилиси. Актеров торжественно встретила местная театральная делегация и представители интеллигенции, среди которых особо выделялись дамы-аристократки в вуалетках и перчатках, одетые по последней моде.
Валерия Вячеславовна в легком сарафане, расшитой кофточке и босоножках вызвала некое недоумение у собравшихся делегатов. Они смотрели на нее с большим удивлением, не веря, что эта славянка и есть та самая Фатима, которая так взволновала театральный мир. Однако вечером, после просмотра спектакля, все пришли в великий восторг. Окружив Хугаеву, они спешили сообщить ей об этом.
Валерия ХУГАЕВА
Успех «Фатимы» был колоссальным, а рецензии – просто потрясающими.
Когда мы возвращались из Тбилиси домой по Военно-Грузинской дороге, недалеко от Реданта меня встречал Геор вместе с сыном Сашей, которому было три годика. «Поздравляю, тебе присвоили звание заслуженной артистки Северной Осетии!» – с ходу потряс меня своим сообщением Геор. Это было мое первое звание, и оно остается самым дорогим.
В 1960-м году в театр пришла режиссер Елена Гавриловна Маркова. Впереди была Декада осетинского искусства и литературы в Москве, на которую театр в числе других постановок должен был повезти и спектакль «Фатима». Но для этого необходимо было обязательно включить в него социальную тему. Спектакль был доработан, в нем увеличились сцены с участием простого народа, старейшин… А у Фатимы появилась подруга Зара с тяжелой судьбой, которую сыграла М.Кучерская.
Валерия ХУГАЕВА
Во Владикавказ приехал заместитель министра культуры России посмотреть, что же мы готовим к декаде. У нас состоялся черновой прогон спектакля без декораций и костюмов. После просмотра «Фатимы», он сказал мне: «Это – драгоценнейший камень в вашей короне!»
Когда мы сыграли «Фатиму» в Москве, был такой успех, что меня тут же начали искать, чтобы заполнить необходимые документы на звание. И вот так стремительно я получила второе свое звание – заслуженной артистки России.
Конечно же, было потрясающее обсуждение спектакля в Москве, подводились итоги выступления творческих коллективов из Осетии на декаде. Помню, режиссер театра Советской Армии сказал обо мне тогда такую фразу, которую я запомнила на всю жизнь: «Эта актриса разговаривает даже ногами!» То есть отметил органичность каждого жеста, каждого движения…
Такую огромную роль сыграла легендарная героиня поэмы Коста Хетагурова – Фатима в многогранной творческой жизни театральной примы Осетии Валерии Хугаевой.