Ногайский мятеж
// В самом большом районе Дагестана требуют беспартийных выборов
Житель Ногайского района Дагестана серьезно пострадал в драке с сотрудниками милиции утром 5 сентября. Собравшиеся на сход ногайцы требовали не ограничивать выборы в районное собрание только партийными списками. Сам район постепенно превращается в полноценную зону конфликта.
По словам жительницы райцентра Терекли-Мектеб Елены Жуковой, на 5 сентября был намечен сход жителей района, которые собирались отстаивать прямые выборы в местное собрание депутатов. Администрация в лице главы района Казмагомеда Янбулатова полагает, что выборы следует провести целиком по партийным спискам. До сих пор депутатов выбирали прямо, без партий – по одномандатным округам. А они уже из своей среды выбирали главу района. Поскольку с нормативной базой у района явные проблемы, а кворум действующего состава районного собрания не в состоянии собраться уже больше двух лет, администрация ищет способ легитимировать реформу выборов. На день схода Янбулатов назначил общественные слушания в районной администрации. По словам Жуковой, всем бюджетникам, которые пойдут на альтернативный сход, пригрозили увольнением.
Сход намечался на стадионе в Терекли-Мектеб, где 29 мая этого года уже проходил съезд ногайского народа. Но доступ на стадион блокировала полиция, и тогда большинство его участников отправились на слушания в администрацию. Однако там их тоже встретила полиция и охрана. По словам очевидцев, к протестующим вышел сам Янбулатов, который позволял себе нецензурную брань в их адрес. У оператора Шамиля Аджигельдиева полицейские отобрали камеру, а местный житель Арслан Казгиреев получил перелом обеих ног после того, как его столкнули со ступенек здания администрации.
В итоге протестующие числом около 500 человек собрались у здания районного ДК, где полиция уже не препятствовала мероприятию. Участники митинга в письменной форме попросил главу Дагестана Магомедсалама Магомедова уволить Янбулатова, обеспечить выборы райсобрания, в которых могли бы участвовать не только партии, и разрешить жителям района напрямую выбирать главу, а не доверять это местным депутатам.
Ногайский район – самый большой по площади район Дагестана, это около 900 тысяч га. Ногайцы – этническая группа, разбросанная по нескольким регионам Кавказа, от Дагестана до Карачаево-Черкесии. В Ногайском районе Дагестана они чувствуют себя все более ущемленными, поскольку земли, которые они веками использовали для скотоводства, постепенно отходят в фактическое владение переселенцев из горной части республики, преимущественно даргинцев. По оценке главы Центра экономических и социальных исследований регионов RAMCOM Дениса Соколова, больше половины всех пригодных к использованию земель района уже отчуждено у ногайцев, что ставит под прямую угрозу их экономическое выживание. Отчуждение земель происходит по классической схеме, существующей везде, где есть система отгонного животноводства и зимует скот горцев: временные зимовки постепенно превращаются в постоянные населенные пункты.
Весной этого года ситуация в районе уже была накалена до предела: в Терекли-Мектебе собирались закладывать большой сахарный завод, вошедший в список приоритетных объектов республиканской экономики. Завод должен был отобрать еще около 100 тысяч га территории под посевы сахарной свеклы, причем рабочие места на производстве скорее всего заняли бы не ногайцы, а приезжие — среди местных практически нет рабочих нужной квалификации, а вопрос об организации переподготовки даже не ставился.
В итоге бурная дискуссия о заводе едва не переросла в обсуждение выхода Ногайского района из состава Дагестана. Завод было решено строить в соседнем Тарумовском районе, хотя, по словам Елены Жуковой, земли под посевы сахарной свеклы все равно находятся на территориях, которые Тарумовка арендует в Ногайском районе. Денис Соколов не считает, что решение о переносе завода гарантирует проекту счастливое будущее: «Завод закладывали под охраной автоматчиков, и это само по себе уже многое говорит о перспективах нормального ведения бизнеса в современном Дагестане».
По мнению эксперта, у ногайцев еще есть шансы и время на создание своей экономики – запас составляет примерно один-два года. Если за это время в районе не появится устойчивой производственной схемы, в которой могли бы быть надежно учтены ногайские интересы, значительная часть целого этноса подвергнется маргинализации. Конфликты между ногайцами и пришлым, преимущественно горским населением есть уже сейчас, но при плохом сценарии они могут получить политическую окраску.
Не стоит забывать и о том, что так называемая Ногайская степь выделена в отдельный «вилайят» на карте самопровозглашенного «Эмирата Кавказ»: хотя местные жители не слишком любят это обсуждать, здесь, по-видимому, есть «ячейки» исламистского подполья, которое тоже извлекает свою выгоду из общего роста напряженности.
Иван СУХОВ,
«Московские новости», 5.09.2011