Татары Осетии празднуют юбилей
Ольга РЕЗНИК
Сегодня исполняется 20 лет татарскому национально-культурному обществу им. Тукая, являющемуся лишь одним из звеньев уникального по своей сути межнационального общественно-политического движения «Наша Осетия», которое объединяет около 30 национально-культурных центров и обществ Республики Северная Осетия-Алания. «Наша Осетия», без которой сегодня трудно представить жизнь Владикавказа и всего североосетинского общества, давно уже стала наглядной демонстрацией того, что человек всегда поймет человека, что главное в людях – стремление к доброму общению и, как это ни пафосно звучит, общий труд на благо одной на всех малой родины. Кроме того, вместе легче, что ни говори, противостоять экстремизму, который, как известно, не имеет национальной принадлежности, принимать участие в разрешении конфликтов, способствовать сближению людей разных национальностей во всех сферах жизнедеятельности.
За годы два десятилетия существования «Нашей Осетии» каждое из обществ выдвинуло и своих лидеров, имена которых с уважением произносятся в городах и селах многонациональной республики. В их числе председатель татарского национально-культурного общества им. Тукая Нурислам Галимов, которого чаще называют просто Юрой. И Нурислам Борисович не возражает. Носить имя первого космонавта Земли – это, что ни говори, почетно.
Сам Нурислам Галимов – кандидат физико-математических наук, доцент Северо-Осетинского государственного университета, начальник отдела исследовательских работ и госэкспертизы условий труда министерства социального развития РСО-Алания, а по совместительству – глава североосетинских татар, которые ведут свою родословную буквально с первых дней основания крепости Владикавказ.
– Юрий Борисович, ведь татары, как известно, – собирательный этноним тюркских и некоторых других народов России. Они делятся на 44 основные диалектные группы. А главных диалектов четыре – казанский (булгарский или восточный), пензенский (мишарский или западный), сибирский и крымско-татарский (огузо-турецкий). А какие диалектные группы представляют, в основном, татары, проживающие в Северной Осетии? Кстати, сколько их?
– 2030, согласно последней переписи населения. Что касается диалектов, то в Казани их не разделяют, выступая за единство. Мы придерживаемся того же принципа. А татары здесь проживают разные: и казанские, и сибирские, и крымские, и поволжские – это те, кого вы назвали пензенскими. А мишарами именуют всех татар, кто живет за пределами исторической родины. Есть еще среди татар кряшены. Так называют татар-христиан, крещенных еще при Иване Грозном.
– Как же попали татары в Осетию?
– Это началось еще в первые годы русской колонизации Кавказа. Кто-то осел здесь после службы в царской армии или в казачьих войсках, как, скажем, моздокские татары, кто-то был мобилизован на строительные, дорожные работы, кто-то бежал, спасаясь от преследований царских властей, а кого-то влекли романтика и красота Кавказа, надежда обрести новую счастливую жизнь.
– Наслышана, что, благодаря татарам, во Владикавказе первом из российских городов было организовано производство лечебного кумыса – единственного средства по тем временам, способного излечивать от чахотки.
– Да, еще в 1826 году во Владикавказе стали производить лечебный кумыс. Кстати, известно, что этот кумыс во время своего пребывания во Владикавказе в 1829 году отведал Александр Сергеевич Пушкин.
Это еще одно подтверждение того, как давно проживают татары во Владикавказе. Не одно столетие трудятся в Северной Осетии представители таких татарских фамилий, как Абуковы, Адикаевы, Байбековы, Башаевы, Бекбулатовы, Дулатовы, Ибрагимовы, Неверовы, Сюняевы, Теркуловы, Тугушевы, Шахмадедовы, Якубовы, Ямаковы, Янаевы, Янбухтины и другие.
– Любое сообщество, как известно, славится своими людьми. Кем бы похвалилось татарское общество?
– Таких людей на самом деле много. Гордостью татар Осетии являются заслуженные работники, ветераны труда, руководители предприятий и организаций, ученые, врачи, юристы, представители творческой интеллигенции. Среди них известный лермонтовед и краевед, писатель, ученый, педагог, вся жизнь и творчество которого были связана с Кавказом, с Осетией, Девлет Гиреев (светлая ему память), бывший главврач психиатрической больницы, заслуженный врач РСО-Алания Роза Бициева, бывший директор завода «Газоаппарат» (сейчас он на заслуженном отдыхе) Нил Зубаиров, внесший свой вклад в развитие промышленности республики, Алия Кусова, доктор медицинских наук, зав. кафедрой медакадемии, Рита Дзеранова, кандидат философских наук, доцент СОГУ, Гильминдин Тукфатулин, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры технологии производства и переработки продуктов животноводства Горского государственного аграрного университета, актер Русского театра, народный артист РСО-Алания Юрий Хафизов, а также Зарема Арбиева – дочь Хажджисмела и Гюльзар Теркуловой, ученый-микробиолог, профессор Чикагского университета, дочь Михаила Отиева и Шайды Дулатовой Ирина – известная российская эстрадная певица, Тагир Фахрутдинов – чемпион России и Европы по атлетизму, первый чемпион мира из России по этому виду спорта, ученик тренера Валерия Бекмурзова и другие. В татарском обществе много талантливых, трудолюбивых и скромных людей.
– Одной из целей создание татарского общества, согласно официальному документу, является сохранение и развитие национальной культуры, языка, традиций, воспитание молодых людей достойными представителями своего народа. Что делается в этом направлении?
– Многое. Наше общество проводит немало культурных мероприятий с участием молодежи, где юноши и девушки знакомятся друг с другом, пытаются разговаривать на родном языке, слушают татарские песни, танцуют народные танцы, перенимают опыт старших. Есть у нас и своя художественная самодеятельность (благодаря министерству по делам национальностей, выделившему средства, были пошиты национальные костюмы), и молодежный клуб, который возглавляет Альфия Тумеркина. В обществе выросло уже не одно молодое поколение. Прежде лидером татарской молодежи была Эльмира Арсанова. Сейчас она уже взрослый человек, а на смену той молодежи пришла новая.
Большую помощь в воспитании подрастающего поколения нам оказывает республиканский Дом дружбы, предоставляющий свои помещения и специалистов по хореографии.
Давно у нас стало доброй традицией отмечать вместе такие национальные праздники, как Ураза-байрам, Курбан-байрам, День Республики Татарстан (29-30 августа), День Республики Северная Осетия-Алания, Сабантуй.
– Что вообще за праздник Сабантуй (это слово, как обозначение праздника, прочно вошло в русский язык)? В честь чего и как он отмечается?
– Отмечается он в июне в честь окончания посевной. Сабантуй – очень веселый праздник. Проводим мы его в живописнейшем уголке Северной Осетии – на Сапицкой будке. Там проходят всевозможные соревнования, состязания, танцы, концерт. Не обходится и без блюд национальной кухни, таких, как чак-чак (его сейчас везде продают, полюбился он нашим землякам), балиш (это большой сладкий пирог с курагой, рисом, изюмом), учпочмак (треугольные пирожки с мясом). В последнее время к нам в гости на Сабантуй приезжают татары из Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Мы, в свою очередь, ездим к ним. Приходят к нам в гости и представители самых разных национально-культурных центров и обществ.
– А как обстоят дела с изучением родного языка?
– Язык учат в семьях. Потому что, с одной стороны, нет средств на оплату педагога, с другой – когда я проводил опрос, не набралось достаточное количество желающих. В то же время у нас есть вся необходимая методическая литература, диски для желающих изучать татарский язык. Кстати, тем, кто владеет этим языком, легко изучить родственные языки – кумыкский, ногайский, карачаевский, балкарский, а также азербайджанский и турецкий.
– Еще одно из направлений работы возглавляемого вами общества – проведение благотворительных акций по оказанию помощи престарелым, инвалидам, одиноким матерям, детям-сиротам. Как проводится эта работа?
– Она ведется постоянно. Как только появляются какие-либо средства, мы пускаем их на благотворительность. Так, к 23 февраля на 25 тысяч рублей была оказана материальная помощь ветеранам войны и труда.
В этом направлении у нас активно работает и женская организация общества. Ее возглавляет Майя Керимовна Гилязутдинова, человек очень активный, хороший организатор. Она сама родом из Кабарды. Владеет в совершенстве кабардинским и татарским…
– А вы откуда родом?
– Из Киргизии. Сюда приехал по окончании Джамбульского технологического института. Жена моя родом отсюда, из Беслана. Недавно она ушла из жизни. 38 лет мы прожили душа в душа, двоих детей вырастили. А Осетия за эти годы стала для меня второй родиной.
– А с исторической родиной – Республикой Татарстан – общество поддерживает какие-то связи?
– Да, конечно. Мы регулярно выезжаем на Всемирные конгрессы татар. Скоро должен быть пятый. Наша юная поросль принимает активное участие в Днях татарской молодежи, организуемых министерством по делам молодежи, спорта и туризма Республики Татарстан и молодежным центром «Идель», выезжает в Казань на всевозможные семинары и курсы.
Осуществляется связь и иного рода. Вот сейчас мы подготовили ходатайство на имя председателя исполкома Всемирного конгресса татар Закирова об оказании содействия в проведении гастролей на территории Татарстана государственного академического ордена Дружбы народов ансамбля народного танца Северной Осетии «Алан».
Хотелось бы, конечно, чтобы связь была еще более тесной. Но, с другой стороны, друзей нам хватает в лице всех национально-культурных центров и обществ, объединенных в движение «Наша Осетия». И в горе, и в радости мы всегда вместе. За нашим общим столом на языках всех народов, живущих здесь, звучат торжественные и искренние тосты.
«Наша Осетия» – маленький Советский Союз на территории одной небольшой республики. И это замечательно, потому что, как сказал Лев Толстой, все, что людей разъединяет, есть зло и уродство, а все, что их объединяет, есть благо и красота.