Уроки августа 2008-го
// Грузинская агрессия провела красную черту в отношениях России с Западом
Сегодня исполняется ровно три года, как в ночь на 8 августа 2008 года началась грузинская агрессия против российских миротворцев, размещенных в Южной Осетии, и граждан России, проживающих в этой непризнанной республике. Сейчас ее называют Пятидневной войной.
Почти 4 тыс. солдат и офицеров 4-й пехотной бригады грузинской армии (три пехотных, один бронетанковый батальон и артдивизион) вместе с приданными подразделениями (инженерная рота, рота связи, разведки, материально-технического обеспечения и другие) обрушили на город Цхинвал и его окрестности ураганный массированный удар реактивных систем залпового огня «Град», тяжелых гаубиц Д-30, под прикрытием которых на штурм практически беззащитного города пошли модернизированные израильскими специалистами танки Т-72-SIM, бронетранспортеры БТР-80 и БМП-2, с воздуха их прикрывали ударные вертолеты Ми-24 и Ми-8, а также беспилотные летательные аппараты «Гермес-450»…
Четыре тысячи вооруженных до зубов рейнджеров против 180 миротворцев, имевших только автоматы и пулеметы, и осетинских ополченцев, у которых кроме стрелкового оружия было несколько гаубиц и стареньких танков. Если бы не помощь частей и подразделений 58-й армии Северо-Кавказского военного округа, которые ждали этой агрессии, но опоздали практически на сутки, десантников 76-й дивизии ВДВ и чеченского батальона «Восток», осетинское население непризнанной республики ждала бы печальная участь. Но и так от огня грузинской армии, по разным данным, погибли более 1,5 тыс. мирных граждан, 74 воина Российской армии, ранены более 180, девять человек пропали без вести. Понесла серьезные потери и Грузия. Убиты и ранены соответственно 215 и 1469 ее солдат и офицеров.
Одной из особо примечательных черт той Пятидневной войны стал тот факт, что практически вся западная пресса, обманутая непрекращающейся ложью грузинского лидера Михаила Саакашвили и его команды, оказалась на стороне агрессора. Морально поддержали преступный режим и многие лидеры стран НАТО. США даже послали к берегам Грузии свой военный корабль. И хотя он не принимал участия в боевых действиях, ограничился доставкой гуманитарного груза, демонстрация солидарности с агрессором получилась весьма впечатляющей. Как и последовавший затем визит в Тбилиси глав Польши, Украины и Литвы – президентов Качиньского, Ющенко и Адамкуса. Только через полтора года специальная комиссия ЕС, хотя и с неизбежными оговорками, но признала, что инициатором войны в Южной Осетии была все-таки Грузия, а не Россия. Североатлантический альянс, кстати, не сделал этого до сих пор.
Тем не менее есть очевидные итоги и уроки той Пятидневной войны. Причем не только для ее участников. Авантюристическая агрессия Грузии против Южной Осетии привела к тому, что Тбилиси потерял почти 30% своей территории. И теперь, видимо, навсегда. Ни Цхинвал, ни Сухум наверняка больше никогда не станут частью этой страны. А решительный отпор, который дала нападению грузинской армии на Южную Осетию Российская армия, на долгие годы, если не бесповоротно, отдалил вступление Тбилиси в НАТО. В Брюсселе вряд ли захотят иметь непредсказуемого союзника, который невольно может втянуть альянс в войну с ракетно-ядерной Россией. Этого там не нужно никому.
Вторым, не по счету и не по значению, стало негласное осознание Западом того непреложного факта, что в отношениях между Москвой и Брюсселем, между Москвой и Вашингтоном, несмотря на всю «перезагрузку» и перестройку, есть красная линия, переступать которую себе дороже. Это коренные национальные интересы России, ее безопасность, жизнь и здоровье ее граждан. В погонах и без них.
Нельзя не сказать и об уроках Пятидневной войны для Российской армии. Несмотря на одержанную победу, она показала свое неумение воевать на уровне требований XXI века, и этот вывод стал началом серьезных реформ в Вооруженных силах, которые продолжаются и сегодня.
«Независимая Газета», 8.08.2011