Легко ли управлять… лесом?
Буквально несколько дней назад на страницах «СО» прозвучала информация о том, что во Владикавказе состоялся съезд лесоводов. Но суть проблем, рассматривавшихся на съезде, осталась «за кадром». Поэтому «СО» решила продолжить тему, выбрав в качестве собеседника председателя Комитета лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания Алана ГАГЛОЕВА.
– Помнится, беседуя с вами в канун предыдущего съезда лесоводов, мы затронули проблему ведомственной неразберихи, при которой не было четкого разграничения полномочий и компетенций между органами Росприроднадзора и лесхозами. Тогда речь шла об отсутствии нормативно-правовой базы, что приводило к резкому увеличению нарушений лесного законодательства. На смену лесхозам должны были прийти лесничества, прямая обязанность которых – охранять, защищать лес. Устранены ли наконец ведомственные барьеры? Легче стало работать?
– Сегодня в законе четко прописано, кто и за что конкретно отвечает. Нам предписано заниматься охраной, защитой и воспроизводством леса. А вот о том, в какой степени мы с этой задачей справляемся, и говорили делегаты недавнего съезда.
Например, о том, что введение нового Лесного кодекса положило начало реорганизации отрасли, которая продолжается и по сей день. Дело в том, что мы, работники отрасли, стали свидетелями того, как в корне были подрублены основы лесного законодательства. Основы, веками складывавшиеся и плодотворно сказывавшиеся на состоянии лесного фонда. Более всего пострадали малолесные регионы Российской Федерации, где леса в основном выполняют защитные функции и в экономическом плане являются непривлекательными, то есть малодоходными. Арендные отношения с лесопользователями по видам использования лесов не обеспечивают поступление доходов в бюджеты всех уровней. А раз так, то говорить об их существенном влиянии на развитие лесного хозяйства республики пока не приходится.
Вместе с тем, регионам делегировано сегодня осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений. Это значит, что своим разумным подходом к проблемам леса, с учетом требований лесного законодательства мы реально можем оказать позитивное воздействие на ситуацию в отрасли. Своевременно проводя лесохозяйственные мероприятия в лесах, охраняя, защищая их, мы решаем одновременно и проблему воспроизводства, рационального использования лесных ресурсов. Все это позволит нам не только сохранить и приумножить лесные богатства, но и в значительной степени увеличить покрытые лесом площади, улучшить породный состав, качество лесных насаждений, а значит – и объемы поступлений в бюджет от использования лесов.
– Чем обернулась реорганизация отрасли для возглавляемого вами ведомства?
– Успешно пройден очередной ее этап. Вместо ушедших в прошлое лесхозов создано 7 подведомственных структурных территориальных подразделений (лесничеств). В них работают 83 специалиста, не только управляющих лесным фондом, но и в соответствии со ст.96 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, в том числе и пожарный.
Некоторые достижения по соблюдению лесного законодательства стали уже реальностью. Но делегаты съезда во Владикавказе делали акцент на другом. Отмечая недоработки в работе управленческого и инспекторского корпуса комитета, задавались вопросом: какие шаги надо предпринять, чтобы избежать просчетов? А то, что просчетов в нашей работе хватает, показали итоги комплексной проверки по исполнению комитетом переданных нам отдельных полномочий Российской Федерацией в области лесных отношений. К сожалению, неэффективно действует лесная инспекция. Так, в 2010 году было проведено 428 проверок, при этом выявлено 271 нарушение. Иными словами, на каждого инспектора приходится 2,9 случая выявления лесонарушений, если учесть, что инспекторский штат состоит из 97 человек, обслуживающих 172531 гектар лесных массивов.
– С трибуны съезда отметили лучших лесоводов?
– Конечно, есть специалисты, о которых по праву говорят: «Лесник – всему голова». Они знают лес как свои пять пальцев. Глубоко понимают природу процессов, происходящих в лесу, пресекают действия нарушителей, знают, как предотвратить пожар… Такими специалистами славятся Кировское и Моздокское лесничества, где практически все вопросы решаются на высоком уровне, со знанием дела и ответственным отношением к нему.
– Съезд завершился. С какими перспективами вступили в завтрашний день?
– Хочется верить, что в ближайшее время в наш основной закон, т.е. Лесной кодекс, будут внесены существенные поправки, конкретно и четко определяющие цели и задачи, стоящие перед лесным комплексом страны с учетом таких важных для отрасли факторов, как сохранность и приумножение лесных богатств, а также рациональное использование лесных ресурсов, эффективное восстановление лесного фонда и возрождение лесной охраны.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
• По состоянию на 1 июля 2011 года, подрядными организациями в соответствии с техническими заданиями к государственным контрактам по противопожарному обустройству лесного фонда осуществлено строительство 14,5 км дорог противопожарного назначения и 17,1 км дорог противопожарного назначения отремонтировано.
• Произведено устройство 42,6 км противопожарных минерализованных полос. Уход за этими полосами осуществляется на протяжении 141,3 км.
• Приказом Комитета лесного хозяйства РСО–А от 27 апреля 2011 года главным специалистам-экспертам лесничеств предписано усилить контроль за соблюдением подрядными организациями наземного патрулирования лесного фонда в соответствии с нормативами.
• Создан пункт диспетчерского управления охраны лесов от пожаров, утверждены регламенты его работы, а также схема оповещения о лесных пожарах. Открыта «горячая зеленая линия», которая работает в круглосуточном режиме. Ответственный за обработку и передачу информации о возникновении, тушении, локализации и ликвидации лесных пожаров ежедневно корректирует данные космического мониторинга с использованием системы ИСДМ-Рослесхоз.
• Председателем комиссии Правительства РСО–А по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности утвержден согласованный Комитетом лесного хозяйства РСО–А и ГУ МЧС России по РСО–А «План мероприятий по обеспечению населенных пунктов садоводо-огороднических хозяйств от природных пожаров в пожароопасный период на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2011–2015 годы».
Н.БЕТЧЕР,
«Северная Осетия», 25.07.2011