Цхинвалу угрожает политическая лавина
В Южной Осетии судят оппозиционерку Фатиму Маргиеву. Ее соратники по борьбе в Москве и Владикавказе готовят в Цхинвале массовые манифестации с требованием досрочных президентских выборов в республике. Источники “МК” утверждают, что во время митинга могут произойти вооруженные провокации, которые приведут к непредсказуемым последствиям.
Транскам закрыт. В соответствии с приказом Управления МЧС по Северной Осетии, в связи со сходом снежных лавин движение транспорта на участке от населенного пункта Бурон до северного портала Рокского тоннеля закрыто в обоих направлениях вплоть до “особого распоряжения”. Однако представители южноосетинской оппозиции подозревают, что перекрытие Транскама вызвано не капризами природы, а кознями политиков: главные оппоненты президента Кокойты намеревались в эти дни приехать из Москвы, чтобы лично возглавить запланированный на 20 марта митинг протеста. Впрочем, по слухам, некоторые активисты уже тайно прибыли в Южную Осетию. “Обстановка в республике очень тревожная, – рассказал обозревателю “МК” собеседник в Цхинвале. – Люди недовольны властью, но на митинг идти не хотят, так как опасаются провокаций. Общие настроения – апатия и безнадежность. Власти распускают слухи, что на митинге прольется кровь. Якобы таков замысел его организаторов. Но многие подозревают, что провокации готовят сами власти. Если появятся жертвы, понять, кто на самом деле виноват, будет трудно”.
18 марта в Цхинвале должно состояться судебное заседание по делу редактора оппозиционной газеты “Позиция”, преподавателя университета Фатимы Маргиевой. 18 февраля прокуратура Южной Осетии изменила ей меру пресечения с подписки о невыезде на арест, и с тех пор женщина, обвиняемая в хранении оружия, находится в тюремной камере. Это обвинение выглядит смехотворным для всякого, кто знаком с реалиями Южной Осетии: оружие там есть в каждом доме, потому что республика с 1989 года живет в состоянии войны с Грузией. Арест Маргиевой – это очередная грубая ошибка президента Кокойты, пожалуй, самая серьезная после “выдавливания” в оппозицию бывшего секретаря совбеза Анатолия Баранкевича. Вряд ли университетская преподавательница могла представлять серьезную угрозу для власти. Теперь же, в качестве политзаключенной, она превращается в опасный символ “праведной борьбы против режима”. Похоже, политтехнологи г-на Кокойты совсем перестали ловить мышей.
Несомненно, что судьба г-жи Маргиевой станет только предлогом для оппонентов г-на Кокойты, которые 20 марта на митинге собираются требовать его отставки. Несомненно также, что любая дестабилизация, и уж тем более человеческие жертвы – это удар не столько по нынешнему президенту Южной Осетии, сколько по интересам и имиджу России, которая совсем недавно, вопреки давлению Запада, признала независимость республики. Москве там нужна стабильность, а не кровавые разборки.
Если же ситуация пойдет по худшему сценарию, не исключено, что “слит” будет не только президент Кокойты, но и его нынешние оппоненты. Поучителен пример Ингушетии, где после отставки Зязикова республику возглавил совсем не тот человек, на которого делала ставку ингушская оппозиция. Согласно одному из ставших известными нам сценариев, лидерам “московской оппозиции президенту Кокойты” отводится роль тарана, который пробивает стену и открывает дорогу совсем другим людям. Так что и властям Южной Осетии, и оппозиции стоит трижды подумать, надо ли бросаться камнями в стеклянном доме.
Марина ПЕРЕВОЗКИНА,
«Московский комсомолец», 17 марта 2010 г.