Осетия Квайса



Вано БЕКОЕВ: «Есть контакт! Главное – найти его со зрителем»

6658Молодость – самый прекрасный период в жизни. Это – время мечтаний и первой любви, поиска себя и становления личности. Именно в этот период и решается у каждого, как в дальнейшем сложится судьба. В этом твердо убежден и 27-летний заслуженный артист Южной Осетии, лауреат международного фестиваля исполнителей классической музыки стран СНГ «Восходящие звезды в Кремле», гордость вокальной школы Владикавказа, выпускник юридического факультета Юго-Осетинского государственного университета и училища искусств имени В. Гергиева, зеленоглазый джигит Вано БЕКОЕВ.

Популярный нынче певец родом из Цхинвала. На доброй земле Южной Осетии и началось его творческое восхождение. Бекоеву принадлежат такие прекрасные композиции как «?з уарзын д?у» («Я люблю тебя»), «Мамины глаза», «Иудзинады сидт» («Призыв к единению»), «Саулагъз чызг» («Черноволосая девица»), «Фес?ф» («Исчезни») и многие другие.

С Вано БЕКОЕВЫМ встретилась корреспондент сайта «Осетия-Квайса» Залина ПЛИЕВА.

Вано, знаю, что ты носишь имя дедушки. А откуда вообще берет свое начало фамилия Бекоевых?

– В Южной Осетии есть село Джер – вот оттуда все мои предки и вышли. У нас в фамилии много талантливых людей. В Осетии хорошо известна режиссер Роза Бекоева. Видное место в национальной культуре и искусстве занимали очень хороший писатель Елиоз Бекоев и потрясающий артист Георгий Бекоев, который играл во Владикавказе в Осетинском театре.

У вас в семье кто-либо имеет отношение к вокалу?

– У меня старшая сестра окончила цхинвальское музыкальное училище.

А в каком возрасте запел ты?

– С рождения (смеется)! А если серьезно, то со второго класса. Еще когда жил в Цхинвале. Выступал я как-то во Дворце пионеров в каком-то детском концерте. После этого меня часто стали звать на публику, даже в выездных концертах участвовал.

Как часто удается бывать на Юге?

– На каникулах в основном. Вот буквально 21 июня был в Цхинвале, пригласили выступить на концерте, в честь выпускников.

Когда случился твой первый выход на большую сцену в недетском качестве?

– Честно говоря, мне сложно ответить на этот вопрос. Потому что я как-то незаметно для себя перешел с детского микрофона к взрослому. Принципиальной разницы не видел. Для меня важнее не переход, а контакт со зрителем, который я постоянно стараюсь поймать.

Вано Бекоев и Светлана Бацазова.
Вано Бекоев и Светлана Бацазова.

Каков он, современный зритель: есть разница между столичной публикой и той, что представляет, как принято говорить, провинцию?

– Публика везде одинаковая, все зависит от таланта, умения и мастерства артиста. Если ты искренне даришь зрителю свои песни, готов делать это на хорошем уровне, то проблем никаких не будет. Зрителю нужно душу отдавать, и он обязательно ответит взаимностью. Это мне с первых минут общения внушила моя добрая учительница по вокалу в училище искусств имени Валерия Гергиева Светлана Александровна Бацазова.

С самим маэстро не посчастливилось познакомиться?

– Я еще до этого не дорос. Всему свое время.

Какими судьбами ты оказался и по мировым меркам в элитном музыкальном вузе – Московской консерватории имени Чайковского?

– Поступил я в консерваторию после того, как в училище уже второй курс закрыл по академическому пению. Никому ничего не сказав, поехал в Москву испытать судьбу. Во Владикавказе мне постоянно говорили, что в главную консерваторию страны очень трудно попасть без денег и связей, что это практически невозможно. Я не верил и доказал своим примером обратное. Да, учиться там действительно сложно – требования очень высокие. И это очень правильно. В творческом деле так важно не лениться, гореть желанием совершенствоваться. Возвращаясь же к факту моего поступления в Московскую консерваторию, скажу своим сверстникам и тем, кто помоложе: дерзайте! Человек не должен сам себе ставить рамки, обозначать какие-то непреодолимые преграды. Наоборот, нужно ставить самые высокие цели, которые кажутся недостижимыми, а потом – стремиться всеми силами добиться этого.

– Тебя послушать, так все зависит от характера, силы воли, целеустремленности. Но в творчестве этого недостаточно. Разве пению можно научиться без таланта?

– Если слух есть – научиться можно. Вопрос в другом – на каком уровне петь? Если на высоком, без дара свыше не получиться.

– Ты выступаешь не только как оперный, но и как эстрадный певец. Какое из этих направлений тебе ближе? И есть ли резон их совмещать?

– Классический вокал мне понятен и больше нравится, от него я получаю настоящее эстетическое удовольствие. Но за счет этого труднее стало исполнять эстрадные песни. Там есть свои особенности и нюансы, которые легко даются в опере и сложнее реализовываются в эстраде.

Vano(08) И все-таки: классика или мода? Спрашиваю из-за того, что сегодня так называемая попса куда популярнее, хотя «толкотня» там вокруг, говорят, невероятная, «выбиться в люди» дано не каждому.

– Если работать над собой, демонстрировать достойный творческий уровень, место в приличном театре такому человеку, конечно, будет обеспечено. А в шоу-бизнесе, по-другому современную эстраду не назовешь, очень большая и не всегда здоровая конкуренция, где помимо голоса, нужно еще кое-что иметь. Плюс в классике вместо тебя никто не споет, тогда как в эстрадных композициях за артиста все сделает фонограмма.

Фонограмма в певческом деле: хорошо это или плохо? Вопрос может показаться банальным, но он остается актуальным.

– Голос – это не гитара и не фортепиано. Он сегодня звучит, завтра певец заболел, а на носу – концерт. Так что  вообще без фонограммы не обойтись. Но она должна быть страховочным вариантом – не более. Злоупотреблять ею не в интересах самого же певца – не будет профессионального роста.

Как обычно настраиваешься перед выходом на сцену?

– Мне необходимо с кем-то поговорить, чтобы свойственное таким ситуациям волнение отошло на второй план.

А кто твой музыкальный критик?

– Стараюсь сам всегда исправлять свои ошибки. Кроме того, всегда прислушиваюсь к мнению Светланы Александровны, часто с ней созваниваюсь, советуюсь. Также важны для меня замечания и пожелания моего московского профессора Юрия Александровича Григорьева.

Сцена, на которой мечтаешь исполнить партию?

– Очень хотелось бы спеть в лучших театрах мира – в Мариинском, в Большом, в «Ла Скала», в Америке.

А есть артист, с кем хотелось бы спеть дуэтом?

– Монтсеррат Кабалье и Анна Нетребко. Но для дуэта с такими звездами мне нужно еще много работать, чтобы вырасти до их уровня. Восхищаюсь талантом и нашей Вероники Джиоевой.

Из старого поколений обожаю Лучано Паваротти, Марио Дель Монако, Франко Корелли – это великие певцы.

Те, кого ты перечислил, в основном тенора. А у тебя какой голос?

– Тоже тенор, пою высокие партии.

Vano _10 Из осетинских эстрадных артистов, чье творчество тебе близко?

– Однозначно, Валерия Сагкаева, которого давно нет с нами, но его песни любимы народом, поэтому и живут по сегодняшний день. На мой взгляд, Валерий заслуживал большего внимания, чем к нему проявлялось при жизни. К сожалению, я не успел с ним лично познакомиться, но его творчество знаю хорошо. Жаль, очень жаль, что такие настоящие таланты только после смерти оцениваются и то не всегда по достоинству. Почему бы нам не проводить хорошо организованный, поднятый на должную творческую высоту общенациональный песенный конкурс в память о такой легендарной личности?

Предложение заманчивое и, будем надеяться, его услышат. Могу только добавить, и об этом наш сайт писал, что вечер памяти Сагкаева в год его трагической смерти, который проходил во Владикавказе ровно 19 лет назад, не смог вместить и половины тех, кто пришел. Так что народная почва для такого конкурса, пусть наша жизнь с тех пор и сильно изменилась, все-таки, наверное, осталась.

– Именно это я и имею в виду. Непреходящее значение Сагкаева-патриота и немеркнущий талант Сагкаева-певца. Новые поколения должны знать и гордиться такими людьми.

В Осетии тебя многие узнают по твоей известной песне на родном языке «?з уарзын д?у». Если не секрет, кому столь непростые слова адресованы?

– Сначала скажу о самом клипе. Он был снят благодаря Руфиму и Роме Джиоевым из министерства молодежи Южной Осетии. А также Вадику Тедееву, который, собственно, и трудился над ним. И, конечно же, автору слов Ахсару Джикаеву огромное спасибо.

И такими благодарственными словами ты хочешь уйти от поставленного вопроса?

– Да, нет. Когда песня записывалась, мое сердце было свободно. Сейчас оно уже занято приятной, милой леди. И все-е, дальше секрет.

В другой полюбившейся многими слушателями композиции – «Мамины глаза» – есть очень теплые строки: «Самый преданный мой друг…». Это в реальности так, или использовано ради красного словца?

– Это правда. Мама для меня является самым верным и дорогим человеком в жизни. Ее ласковые руки и добрый взгляд могут так приласкать, что все вокруг становится добрее и светлее.

С профессором Московской консерватории им. Чайковского.
С профессором Московской консерватории им. П.И. Чайковского.

Тем более, что в музыкальной среде – простор для лести, корысти, зависти и прочих пороков. Приходилось ли с этим сталкиваться?

– Все через это проходят. Перечисленное тобой – одна из причин, почему, кроме своих педагогов, я чаще всего сам себе и беспощадный критик, и даже строгий цензор.

А такое понятие, как творческий кризис, тебе знакомо?

– Конечно, артист по мере профессионального роста кризис зачастую и ощущает. Но он возникает, как правило, не на пустом месте, это своего рода момент перед скачком вперед. То есть кризис можно рассматривать как новую точку отсчета. Единственно, необходимо правильно совершить тот самый прыжок, чтобы результат получился хорошим.

Вокалистов почему-то иногда сравнивают со спортсменами. Почему?

– Потому что у нас процесс работы очень схож. Нам также нужно быть монахами, чтобы добиться успеха. Отрекаться от всего в буквальном смысле слова.

Ты сам-то каким-либо видом спорта увлекаешься?

– Люблю играть и смотреть футбол. Болею за «Аланию» и за тех осетинских ребят, которые играют за другие клубы – Дзагоева, Касаева, Габулова, Гатагова…

Жизненный принцип Вано Бекоева?

– Стараюсь жить порядочно.

Только что прошел День молодежи России. Ты – представитель этой части общества. И какое оно, современное молодое поколение?

– Продвинутое, особенно в техническом отношении. Еще бы побольше интереса в нашей среде к культуре и искусству, было бы просто здорово.

Не могу проигнорировать твою, как сегодня говорят, креативную прическу. Это твой сценический образ?

– Да нет. Просто нравится – и все. Мне часто во Владикавказе задают этот вопрос. Недавно даже спросили, не футболист ли я. Мол, на Касаева похож.

Светлана Медведева поздравляет Вано Бекоева с отличным выступлением.
Светлана Медведева поздравляет Вано Бекоева с отличным выступлением.

Ты знаешь, а ведь что-то есть. И сидишь ты в нашей редакции в том же кресле, что и Алан! А в одежде какой стиль предпочитаешь?

– Одеваюсь по-разному, все зависит от состояния души, настроения.

Как скоро мы сможем увидеть твой сольный альбом?

– Думаю, это не за горами. Над этим и работаю.

Кто автор слов и мелодий?

– Я сотрудничаю с Маргаритой Бираговой, Ахсаром Джигкаевым, Вадимом Харебовым, Аллой Бязровой.

Сам не пробовал сочинить что-либо?

– Нет, я в это не лезу. Распыляться не стоит.

Актера бы я спросила: сыграна ли главная роль в жизни, а в твоем случае – спета ли главная песня или партия?

– Как мне кажется, пока нет. Но это же только означает, что есть, к чему стремиться!

Вот мы и пожелаем тебе, Вано, больших успехов в творчестве и счастья в личной жизни!

(Композиции Вано БЕКОЕВА вы можете прослушать в разделе - Аудио)


Bano BEKOEV