Высший балл от мастеров живописи
Сегодня в столице Северной Осетии свои дипломные работы защищали выпускники живописно-художественного отделения Владикавказского художественного училища. Приятно отметить, что и на этот раз продолжилось начатое в прошлом году возвращение к старой доброй традиции, прерванной в постсоветское время, – приглашать к участию в работе государственной комиссии по защите дипломных работ мэтров столичной живописи.
Год назад комиссию Владикавказского художественного училища возглавил академик РАХ, заслуженный художник РФ, заведующий кафедрой графики Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Андрей Пахомов. На этот раз оценивать мастерство юных живописцев из Владикавказа приехал его коллега Клим Ли – известный книжный график, заслуженный деятель искусств России, профессор, декан факультета графики института им. И. Е. Репина.
Вообще членами государственной комиссии по защите дипломных работ стали известные в Осетии живописцы – директор училища, заслуженный художник РСО-Алания Фидар Фидаров, академик РАХ, заслуженный художник России, профессор Шалва Бедоев, народный художник РФ, лауреат премии им. К.С.Станиславского, заведующий кафедрой изобразительного искусства Северо-Осетинского государственного университета Магрез Келехсаев, заслуженный художник России Юрий Абисалов и другие. Поэтому неудивительно, что дипломники заметно волновались. Но и это понятное всем пришедшим за них «поболеть» волнение не помешало выпускникам защититься достойно.
Первым на суд комиссии представил свою работу «Городской пейзаж» Геннадий Биганов. Несколько слов о своем подопечном сказал руководитель дипломного проекта художник Сергей Савлаев. А потом «разбором полетов» занялся выступавший в качестве рецензента заслуженный художник РСО-Алания Армен Гаспарянц.
Вслед за «Городским пейзажем» на суд комиссии был представлен «Сельский пейзаж» Руслана Черткоева (руководитель – Магрез Келехсаев, рецензент – Армен Гаспарянц). А после этого ученица художника Алексея Филатова, «загадочная, философичная и склонная к размышлению» Фатка Дарчиева познакомила собравшихся со своей «Дорогой к храму». Рецензировал ее работу заслуженный работник культуры РСО-Алания Таймураз Газданов.
Несколько удивила всех собравшихся следующая защищавшаяся – Вера Болотаева, выбравшая уж совсем не типичную для представительницы прекрасного пола производственную тему. Свою картину под называнием «Вагоноремонтный завод» юная художница посвятила дяде, который всю жизнь проработал на этом владикавказском предприятии и много интересного рассказывал племяннице о своих трудовых буднях и дружном заводском коллективе.
«Хотя завод находится неподалеку от училища, но на его территорию сейчас никого не пускают. Поэтому во время работы Вере пришлось использовать старые фотографии», – заметил руководитель дипломного проекта Магрез Келехсаев. На большой объем проделанной работы обратил внимание присутствовавших и рецензент, заслуженный художник РСО-Алания Роберт Каркусов. Даже Клим Ли не удержался и тоже высказал свое мнение по поводу представленной работы. «Все эскизы «тянут» на серию, посвященную заводу. Надо же было так красиво написать», – заметил он.
С трогательным вниманием и сочувствием подошла к теме своего дипломного проекта Елена Карпачева, назвавшая свою работу, выполненную в двух вариантах (мальчик, ожидая кого-то, смотрит в окно, девочка в томительном ожидании тоже застыла у окна), «Детское одиночество». Стремление художницы проникнуть во внутренний мир маленького человека подметили и руководитель дипломного проекта Алексей Филатов, и рецензент Валентина Зима.
Следующая защищавшаяся, охарактеризованная Магрезом Келехсаевым как одна из лучших студенток группы («Я горжусь ею, она участница молодежных выставок, заняла первое место на конкурсе молодых художников Северного Кавказа»), Ксения Маликова представила на суд комиссии работу с поэтическим названием «Песня». Вдохновленная рассказами бабушки о том, как раньше в деревнях женщины собирались вместе, пряли, вышивали и выводили задушевные песни, она и написала эту картину. Все, что удалось во время работы на холсте прочувствовать, художница попыталась передать зрителям. И, кажется, ей это удалось.
Другая участница молодежных выставок, а по совместительству чемпионка по армрестлингу Рамина Дзитиева обратилась в своей дипломной работе к глубокой старине. Как заметила рецензент Анна Зима, работая над дипломным проектом, она буквально пропадала в археологическом отделе Национального музея. Вот и получилась в итоге «Скифская легенда» – диптих на вечную тему – единства и борьбы мужского и женского начал.
От «Скифской легенды» перескачили к событиям по времени не столь отдаленным. Их запечатлела в триптихе «Подготовка к празднику. Свадьба в ауле» ученица Магреза Келехсаева Ирина Бондаренко, которая, как было замечено, постаралась во всех деталях передать подготовку к едва ли не главному событию в жизни человека. А когда свадьба играется на фоне гор – это особенно красиво!
Поразила воображение собравшихся и защищавшая диплом последней Гаянэ Мхитарян. Она изобразила на выставленном ею на суд полотне не что-нибудь, а «Армянский базар» – то место, где торговали когда-то глиняной посудой и красочными самоткаными коврами. Как заметила рецензент Валентина Зима, талантливая молодая художница, работая над своим дипломным проектом, обращалась даже к материалам Армянского этнографического музея. В общем, все серьезно, все по-взрослому.
Не удержался от добрых слов в адрес Гаянэ и ее руководитель Магрез Келехсаев. Он охарактеризовал свою ученицу как отличницу, участницу молодежных выставок, одну из своих лучших студенток. «Спасибо тебе, Гаянэ, за то, что ты так талантливо училась», – не удержался напоследок от похвалы Магрез Ильич. А Гаянэ Мхитарян, как, впрочем, и все, кто защищался до нее, поблагодарила своих педагогов, которые научили ее очень и очень многому.
Несколько слов о работе Гаянэ сказал и председатель комиссии Клим Ли. «Перед нами эскизы Гаянэ. Это уже серия работ. Посмотрите, сколько она родила интересных идей, которые надо перевести в холст. Гаянэ – человек с богатым воображением, огромной фантазией. Сколько сразу тем она нащупала. Гаянэ к тому же еще и мощный цветовик», – сказал он. Единственное, что смутило гостя из Санкт-Петербурга, так это отсутствие на армянском базаре покупателей. Клим Ли даже пошутил по этому поводу: «Неужели ни у кого нет денег?» И порекомендовал всем молодым художникам тщательнее выбирать эскизы, в них содержится много хороших для реализации идеи находок.
А в общем и целом уровень подготовки живописцев во Владикавказском художественном училище Климу Ли понравился. Он согласился с высказыванием Шалвы Бедоева по поводу того, что училище держит марку. Сам Клим Ли на Кавказе впервые. Он потрясен красотой наших гор, в которых уже успел побывать. И своеобразием Владикавказа, который совершенно неожиданно поразил его своей потрясающей старой архитектурой.
После десятиминутного перерыва, заставившего поволноваться всех дипломников, наконец, были объявлены результаты защиты. Они оказались не просто хорошими, а очень хорошими. Пятеро из девяти защищавшихся получили оценки «хорошо». Остальные удостоились высшего балла. Это Вера Болотаева, Ксения Маликова, Рамина Дзитиева и Гаянэ Мхитарян.
Всем выпускникам живописно-педагогического отделения 2011 года члены комиссии по защите дипломных работ пожелали напоследок крепкого здоровья, творческого роста и продолжения учебы в лучших художественных вузах страны. А мэтр осетинской живописи Шалва Бедоев пригласил их поступать на открывающееся в этом году живописное отделение факультета искусств СОГУ, которое собирается очень плотно сотрудничать с Московским художественным институтом им. В. И. Сурикова.