Чрезвычайные вложения
В этом году по разным причинам России как патрону Абхазии и Южной Осетии придется столкнуться с выборами новых президентов в обоих государствах. Эти выборы снова вызывают вопросы о том, что именно ищут российские чиновники в малопризнанных республиках — внешнеполитический авторитет или неучтенные российские рубли. Абхазия и Южная Осетия (международно признаны соответственно пятью и четырьмя странами) представляют собой примеры серых территорий, которые дают патрону ряд преимуществ, но несут и риски.
Согласно постановлению правительства России от 3 июня Абхазия входит в перечень стран со сложной общественно-политической обстановкой, а Южная Осетия — в перечень стран, которые находятся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооруженного конфликта. Перечни эти нужны для расчета надбавок к окладу командированных сотрудников МИДа: в Абхазии выходит 20% и день службы за полтора, в Южной Осетии — 40% и день за два.
Вчера Южная Осетия почти подтвердила оценки мидовцев: в середине дня появились сообщения о захвате парламента сторонниками третьего срока президентства для Эдуарда Кокойты. Затем, впрочем, версия захвата была официально опровергнута: просто в парламенте состоялся «серьезный разговор» между депутатами и незваными гостями, после чего работа продолжилась. Тем не менее сюрпризы возможны. Два срока Кокойты заканчиваются, и Москва уже намекала, что против изменения конституции и увеличения количества президентских сроков. Сам Кокойты тоже заявлял, что не хочет на третий срок, но останется в государстве в некоем другом качестве. Инициативная группа под руководством замминистра обороны Ибрагима Гассеева хотела провести референдум о разрешении третьего срока, но Верховный суд во вторник ей отказал, что и стало причиной визита в парламент и попытки уговорить депутатов сделать что-нибудь с их стороны.
Кокойты за время правления довольно квалифицированно зачистил политическое пространство, и южноосетинская оппозиция действует в основном на территории России. Вполне возможно, что он возьмет пример с Владимира Путина и останется после выборов теневым лидером. Задача ведь не в президентстве как таковом, а в контроле за освоением российской помощи. Ибо денежная помощь для таких государств, как сырье для России, — альфа и омега всей политической конструкции.
С российской помощью были неоднократные скандалы. Счетная палата и ФАС заявляли о нарушениях бюджетного законодательства, закона о госзакупках, нецелевом расходовании средств программы восстановления Южной Осетии — в нарушениях обвинялись как южноосетинские, так и российские чиновники. Тем не менее программа признана завершенной, начата новая — инвестиционная, и Южная Осетия получит от России в 2011 г. 6,8 млрд руб.
Абхазия должна получить в 2011 г. 4,23 млрд руб. Премьер-министр Путин в начале июня заявил, что Россия готова рассмотреть возможность увеличения финансовой помощи Абхазии. Здесь выборы будут досрочные, поскольку Сергей Багапш в конце мая внезапно умер после тяжелой операции. В отличие от Южной Осетии в Абхазии есть политическая конкуренция, и Багапш как раз был примером президента, победившего на выборах вопреки ставке Москвы. Эта политическая конкуренция обеспечивает гораздо более высокий уровень прозрачности расходования средств помощи — в Абхазии громких скандалов не было.
Эта разница хорошо иллюстрирует противоречивые мотивы российских чиновников. В подвешенной после войны с Грузией внешнеполитической ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии кажется правильным курс на постепенное развитие их политической системы, экономики, благосостояния граждан, с тем чтобы состоятельность этих государств выводила их из политической тени. Но есть и другое искушение. Перманентная серость территории требует перманентного выделения финансовой помощи, и чем меньше там политическая конкуренция, тем с меньшим числом людей надо договариваться о правильном освоении этих денег. И стаж там идет — год за два.
«Ведомости», 16.06.2011