Светлана ГАДЗИЕВА: «Ситуация с осетинским языком может измениться к лучшему»
Учитель высшей категории Светлана Гадзиева вот уже более 10 лет преподает во Владикавказе в прогимназии «Интеллект» осетинский язык. Она – специалист-экспериментатор кафедры «ЮНЕСКО» при Северо-Осетинском государственном педагогическом институте и является автором учебно-методического комплекта по осетинскому языку для детей дошкольного возраста.
В 2009 году Светлана стала в Северной Осетии победителем республиканского конкурса «Лучший учитель года», а недавно – лауреатом III Всероссийского мастер-класса учителей родных языков, который ежегодно проводит Центр национальных проблем образования, в номинации «Научность и новизна».
Со Светланой Гадзиевой встретилась корреспондент сайта «Осетия-Квайса» Агунда ДАУРОВА.
– Что дал вам мастер-класс учителей родных языков?
– Для меня участие в таком представительном конкурсе – это, прежде всего, уникальная возможность обменяться опытом и обсудить с коллегами из всех регионов России инновационные методики преподавания родных языков, взаимосвязь изучения родного и русского языков на основе диалога культур, а также актуальные проблемы преподавания государственных и родных языков в условиях двуязычия.
Наверное, можно сказать, что конкурс в какой-то мере изменил меня. Чтобы познакомить жюри и участников мастер-класса с культурой и национальными обычаями осетин, я впервые в жизни и спела, и станцевала, и даже стихотворение сочинила. Должна сказать, что лучшие учителя страны – очень творческие люди, я бы даже сказала настоящие артисты. И я очень рада, что удалось достойно представить республику.
– Тем не менее, проблема осетинского языка в Осетии и его преподавания остается острой.
– Основная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что преподавать осетинский язык по существующей ныне традиционной программе детям, не владеющим языком, просто нельзя. А в городе почти все они являются таковыми. Но теперь мы почти уверены, что ситуация в ближайшее время может измениться к лучшему.
– Что именно Вас так радует и внушает оптимизм?
– Во-первых, начальная школа уже укомплектована учебными материалами кафедры «ЮНЕСКО», деятельность которой направлена на реализацию президентского проекта «Новая школа». Вот уже пятый год мы, то есть прогимназии «Интеллект», «Эрудит» и первая Гизельская школа, в порядке эксперимента работаем по новой методике.
А, во-вторых, теперь у нас и для работы с детьми дошкольного возраста есть учебно-методический комплект, состоящий из конспектов для специалистов, которые разработала Клара Джимиева, и рабочей тетради для детей, вокального и лингафонного курса, разработанных мной.
– Что же побудило вас, учителя начальных классов, разработать комплект для обучения детей дошкольного возраста?
– Все очень просто: когда я начала работать в прогимназии «Интеллект», то для преподающих в начальной школе хоть какие-то материалы, но были. А вот для работы с дошкольниками у нас не было совершенно ничего. Зная, что, не заинтересовав ребенка, ничему его не научишь, приходилось как-то выкручиваться. Сколько сил и времени уходило на подготовку к занятиям – и вспоминать не хочется. Зато теперь наш комплект, который разработан по методике преподавания иностранного языка и предполагает использование самых современных образовательных технологий, позволяет сделать занятие интересным и, конечно, воспитать в детях любовь к родному языку.
– Основываясь на предварительных результатах эксперимента, который, кстати, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях Северной и Южной Осетии начался одновременно, можно ли сделать первые выводы?
– Основной своей цели мы достигли, и это очень радует. Сегодня разработанный нами для детей дошкольного возраста комплект успешно проходит апробацию в Прогимназиях «Интеллект» и «Эрудит», и, надеюсь, в дальнейшей реализации проекта будет задействовано больше образовательных учреждений.
– В чем, по-вашему, главная задача современного учителя родного языка?
– Я часто рассказываю своим ученикам притчу о том, как когда-то Расул Гамзатов выделил из всех проклятий одно, самое страшное: «Да забудь ты свой родной язык!» И мы вместе пытаемся понять, почему это – самое худшее, что можно пожелать человеку. И, соответственно, почему мы должны знать осетинский язык. Сегодня одного знания языка недостаточно, чтобы сохранить нацию. Необходимо привить детям любовь к родному языку, стремление изучить и сберечь язык и культурное наследие предков. Это, на мой взгляд, – самое главное. По сей день во многих семьях считается, что «осетинский язык нужен только до Эльхотовских ворот», поэтому меня и моих коллег так радует все возрастающее внимание к проблемам изучения родного языка. И даже то, что в Москве, на Всероссийском конкурсе, я оказалась только благодаря знанию осетинского языка, уверенность в предпринимаемых нами действиях.
– А если бы вам представилась возможность сменить сферу деятельности, кем бы вы стали?
– Даже представить себя не могу в другой профессии. Я убеждена, что учителем, как и врачом, нужно быть «от Бога». Ведь после родителей в ответе за ребенка мы, учителя. И если мой ученик в итоге изберет правильный путь в жизни – только тогда я смогу сказать, что состоялась как педагог. А пока самая большая награда для меня – видеть результат своего труда, потому что каждая, пусть даже маленькая победа моего ученика – это и моя победа. И когда я вижу, каких успехов добиваются мои воспитанники, то понимаю, что не зря живу на этом свете.