Осетия Квайса



Вклад Нины КАРНИЦКОЙ в музыкальную культуру Осетии неоценим

Karnic-3Сегодня исполняется 105 лет со дня рождения Нины КАРНИЦКОЙ (1906-1983), известного российского композитора, педагога, заслуженного деятеля искусств Северной Осетии. Почти за тридцать лет работы во Владикавказе она внесла большой вклад в развитие музыкальной культуры Осетии.

Ее последний юбилей, который она встретила в Осетии, стал заметным событием общественной и культурной жизни  республики. Именно к своему 60-летию Карницкая была удостоена высокого звания, которого в те далекие годы удостаивались те, кто внес значительную лепту в национальное искусство. Свой следующий, 70-летний юбилей, композитор встретила уже в Новосибирске, где жила с 1975 г.

Но до этого успела сделать еще многое. В частности, написала две замечательные вокальные поэмы для голоса и симфонического оркестра на стихи одного из самых талантливых поэтов Осетии за всю ее литературную историю – Игоря Дзахова.

Публикуем материал, подготовленный главной газетой республики специально к 60-летию Нины Карницкой.

Жизнь в искусстве

Karnic-2Юбилей Нины Андреевны КАРНИЦКОЙ, одного из ведущих композиторов и музыкальных деятелей Северной Осетии, вызывает самые теплые чувства у ее многочисленных почитателей. Это слушатели, интересующиеся концертной жизнью республики, это учащаяся молодежь, ее товарищи по искусству. Каждый, кто знает Нину Андреевну, не может не проникнуться обаянием этого скромного человека, человека разносторонних художественных интересов, живого ума и высокой духовной культуры.

Нина Андреевна начала работу в Северной Осетии уже зрелым, сложившимся музыкантом. За ее плечами был большой опыт творческой и музыкально-педагогической работы в Азербайджане. Там она получила специальное образование, окончив в 1929-м  композиторский, а в 1931 году фортепьянный факультеты Бакинской консерватории. В Баку на протяжении многих лет Нина Андреевна успешно работала как композитор «театральный», написав музыку более чем к ста спектаклям. В Азербайджане ею создана и симфония «Апшерон», концертная фантазия «Аршин мал Алан» для скрипки и фортепьяно, концертные обработки народных азербайджанских песен. В течение десяти лет Нина Андреевна преподает в Бакинской консерватории. Ее учениками в прошлом были ныне известные композиторы лауреаты Государственных премий Ф. Амиров, С. Гаджибеков.

С 1948 года деятельность Нины Андреевны связана с Осетией. К этому времени она была уже музыкантом вполне сложившихся художественных вкусов. Интересы ее более всего тяготели к жанрам инструментальной музыки. От своих учителей (а среди них был один из старейших музыкантов России, современник и друг Рахманинова – М. Пресман) Нина Андреевна восприняла славную традицию русской музыки прошлого, пытливый творческий интерес к многонациональному искусству горских народов. С первых лет жизни в Северной Осетии Нина Андреевна изучает осетинскую народную песню, танец, напевы терских казаков и разрабатывает их в своих произведениях. Ее опыт и мастерство в этой области внесли большой вклад в развитие профессиональной музыкальной культуры Осетии.

Можно смело сказать, что на протяжении 50-ти годов творчество Нины Андреевны в этом смысле задавало тон, подтягивало и творчество ее младших коллег на уровень более высокого профессионального мастерства. Нина Андреевна настойчиво боролась против упрощенчества и примитивизма в разработке народного фольклора, она шла по пути не только доподлинного цитирования песенных мелодий, но стремилась создать на этой основе свою музыкальную речь, не теряющую современного звучания и, тем не менее, насыщенную тонким интонационным и ритмическим своеобразием осетинских народных напевов.

Посвятив себя почти исключительно жанрам инструментальной музыки, Нина Андреевна отразила в тематике и образах своих произведений различные стороны жизни Осетии. Композитора интересовали героическое прошлое осетинского народа, его трудовые будни, колхозный быт, национальные обряды. Вдохновенные страницы своей музыки посвящает Нина Андреевна национальному герою и певцу Осетии Коста Хетагурову.

Тех, кто был свидетелем первых исполнений симфонических пьес Нины Андреевны, поразило умение композитора проникнуть в природу выразительных возможностей инструментальных пьес различных жанров. Ее симфоническим поэмам «На берегах Гизельдона», «Родная Осетия» свойственна несколько романтическая приподнятость, патриотическая патетика; композитор богато использует возможности колоритнейшего оркестрового письма. Концертные произведения нины Андреевны (концерт для фортепьяно) подлинно концертны в броскости, искрометности финальных частей, в блестящем раскрытии всех звуковых и виртуозных возможностей солирующего инструмента. Очень близки природе творческого дарования Нины Андреевны Карницкой мотивы светлых лирических раздумий: в таких произведениях мелодические образы, отражая своеобразие народнопесенных интонаций, достигают удивительной пластичности. Такими качествами отмечено одно из лучших произведений композитора «Элегия памяти Коста». Эта симфоническая пьеса успешно исполнялась в Москве, в дни декады осетинского искусства и литературы, была высоко оценена в печати.

Успешно работает композитор и в жанрах камерной инструментальной музыки. Долгое время этот жанр как-то игнорировался советскими композиторами национальных республик, и, к чести Нины Андреевны, надо сказать, что, создав фортепьянное трио, скрипичную сонату, она стала зачинателем этого жанра в Осетии. Внесла вклад Нина Андреевна и в область так называемого педагогического репертуара. Не раз со сцены концертного зала филармонии в исполнении молодых пианистов, питомцев училища искусств, звучала фортепьянная сюита Н. Карницкой «Картинки осетинского колхоза», ее прелестные программные пьесы, навеянные музой столь любимого Ниной Андреевной композитора Сергея Прокофьева. Не так давно Нина Андреевна написала свое новое произведение – сонату-поэму для виолончели и фортепьяно, произведение тонкого художественного вкуса и высокого профессионального мастерства.

Нина Андреевна щедро делится многолетним опытом своей творческой и педагогической работы с друзьями по искусству, молодыми композиторами Осетии, педагогами училища искусств. Она ведет творческий семинар при союзе композиторов. Большие знания в области искусства, широта художественных вкусов Нины Андреевны привлекают к ней учащуюся молодежь. Педагогическую работу ее высоко ценят в консерваториях Москвы, Ленинграда, Саратова. Нина Андреевна умеет поощрять творческие дерзания молодежи, «нащупывать» индивидуальный склад способностей своих питомцев; ей никогда не изменяет чувство нового, ощущение времени, неизменно обновляющего все и в жизни, и в искусстве.

Шестидесятилетие Н.А. Карницкой – это праздник для всех музыкантов Осетии, среди которых Нина Андреевна завоевала большой авторитет, искреннее дружеское уважение. Примеров для многих молодых музыкантов могут быть ее большая скромность, неизменная требовательность к себе и высокая увлеченность искусством, которому композитор посвятила свою жизнь.

Е. ЗАРУБИНА, музыковед,
газета «Социалистическая Осетия», 9 мая 1966 г.

УКАЗ

Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР

О присвоении почетного звания Заслуженного деятеля искусств Северо-Осетинской АССР
КАРНИЦКОЙ Н. А.

За многолетнюю плодотворную творческую и педагогическую деятельность и в связи с 60-летием со дня рождения присвоить почетное звание Заслуженного деятеля искусств Северо-Осетинской АССР Карницкой Нине Андреевне – композитору.

Председатель Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР Т. ХЕТАГУРОВА.

Секретарь Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР М. ГУРИЕВ.

гор. Орджоникидзе, 7 мая 1966 года.