Осетия Квайса



Политика не должна заслонять нужды людей

Нынешний парламент Южной Осетии скоро завершит свою деятельность. Предстоящие 31 мая выборы могут кардинально изменить его состав. Единственный представитель квайсинского региона в пока еще действующем депутатском корпусе республики – Христофор ЗАССЕЕВ.

Корреспондент сайта «Осетия-Квайса» попросил его рассказать, что происходит на предвыборном фронте, чем живет сегодня второй город Южной Осетии.

– Важна депутатская оценка того, что сейчас происходит в Квайсе. Каковы ее экономические перспективы, социальное положение людей?

– Положение, как и во всей Южной Осетии, очень непростое. И я бы не сказал, что это вызвано исключительно послевоенными трудностями. К сожалению, не обошлось и без привнесенных политических интриг, из-за которых развитие Квайсы фактически приостановлено. В результате этого и уверенность многих людей в своем завтрашнем дне уже не та, что была еще недавно.

– А она действительно была?

– Еще какая! Сначала, когда три года назад наш известный земляк Альберт Джуссоев публично объявил о возрождении Квайсы, царила настороженность. Жители выжидали, не пустые ли это заявления. И их можно понять. Ведь, если честно, то до этого момента с 1990 года в Квайсе ничего не было сделано. Абсолютно. И внимания к нам было ноль. Люди только получали мизерные пенсии, да и то на севере Осетии, за счет чего кое-как выживали. А молодежь уезжала.

Но очень скоро выяснилось, что намерения Джуссоева подкреплены реальными делами. Это вдохновило людей, они горячо поддержали начавшиеся перемены и сами активно участвовали в этом процессе. Работа закипела с размахом. Стали облагораживаться улицы, Квайса оделась в строительные леса. И вот уже преобразились Дом культуры, парк, появились бассейн для детей и фонтаны. Заработала новая гостиница – лучшая в Южной Осетии. А, главное, появилась работа. Люди начали зарабатывать. И ремонтировать свои дома. Еще важнее то, что, видя кардинальные изменения, в Квайсу стали возвращаться ее уехавшие жители. И не только из Северной Осетии, но и из других регионов России. Только представьте, прошлым летом в Квайсе мест для ночлега не хватало! Или другой характерный штрих: еще недавно здесь квартиру или дом почти задаром можно было купить – за десять-двадцать тысяч. Рублей! А прошлым летом, еще до войны и до признания независимости Южной Осетии – за 400-500 тысяч. Как говорится, почувствуйте разницу! А все потому, что люди видели: Квайса возрождается, строится, есть хорошие перспективы. А сейчас мощный рывок, который предпринял Альберт Джуссоев, застопорен.

– Чем же это вызвано?

– Позицией руководства республики.

– Неужели действующей власти не выгодно, чтобы в Южной Осетии людям становилось жить лучше?

– Видимо, зависть и ревность к успехам других оказывают на некоторых руководителей чересчур сильное воздействие. Ведь многие жители в Осетии стали задавать вопрос: почему в Квайсе без бюджетных денег все строится, а в Цхинвале и с бюджетными средствами никакого прогресса нет? Альберт Александрович действительно вложил свои деньги. Большие деньги. Вы представляете, в Квайсе даже начала работать обогатительная фабрика. И шахты начали уже готовить к возобновлению добычи руды. Вот это все, наверное, и стало, как кость в горле.

– Но ведь должны же быть какие объяснения, почему все это в одночасье было приостановлено?

– Когда нет аргументов, в ход идут измышления. Джуссоева просто стали обливать грязью. И в подконтрольных нынешней власти СМИ, и в публичных выступлениях официальных лиц, и в кулуарных разговорах. Болтовня доходила до фантасмагории: будто бы Альберт Александрович украл деньги и за счет этого возрождал Квайсу. Надо же до такого додуматься: взял и украл у самого себя, переложив их из одного кармана в другой. Вместо того, чтобы его поблагодарить и всячески поддержать в благородных усилиях, руководство республики все делает наоборот.

– Когда в ход идут такие нечистоплотные методы – это признак слабости. Или боязни. Или вы так не считаете?

– Надо полагать, резко возросший в последнее время авторитет Альберта Джуссоева в народе не дает покоя нынешнему президенту. Насколько мне известно, Эдуард Джабеевич несколько раз задавал Альберту Александровичу вопрос, собирается ли он выставлять свою кандидатуру на следующих президентских выборах. Тот ему трижды отвечал: нет. У него действительно не было президентских амбиций, он старался держаться подальше от политики. Тем не менее, в народе утвердилось мнение, что следующим президентом будет Джуссоев. Теперь и я не исключаю ничего. Противостояние с Кокойты, которое было навязано Джуссоеву, принимает принципиальный характер.

– А еще недавно они старались демонстрировать на публике свою дружбу…

– И не только демонстрировать. Кокойты назначил Альберта Александровича своим советником, наградил орденом за успехи в возрождении, сам часто приезжал в Квайсу, присвоив поселку статус города. Хорошо помню, как президент на собрании жителей в переполненном Доме культуры в Квайсе прямо с трибуны говорил, что их с Альбертом хотят поссорить, но это никому не удастся, что они с Альбертом братья и будут вместе возрождать и Квайсу, и республику. Но оказалось, что это слова, какая-то черная кошка все-таки пробежала между ними.

Очень жаль, что при этом страдает дело, а нападкам подвергается простой народ. Посмотрите, что сейчас творится. Стоит сказать хоть слово не в поддержку власти, тут же рядом с тобой возникают или узаконенные силовики, или люди с оружием. В Квайсе вообще идет волна реперессий. Прокуратура, например, спрашивает, а где вы взяли деньги на восстановление фабрики и ремонт шахт? Какое ее дело, если бюджет республики в этом не участвовал? Ни одной копейки же из Цхинвала не было на это выделено!

– У вас не создается впечатление, что руководство республики решило зачистить Квайсу от людей Джуссоева?

– Создается. Убрали заместителя главы районной администрации Алика Бабаева, бескорыстного и замечательного человека с безупречной репутацией. Убрали мэра Квайсы Чермена Гагиева. Убрали начальника милиции Анатолия Хугаева. Будучи депутатом, я поинтересовался у Хугаева, за что его уволили? Он говорит, что ему это неизвестно, а в приказе причины не указаны.

Новому мэру И. Остаеву, вертолетчику, герою войны 1991-92 гг., я прямо сказал: «Инал, если ты не будешь со своим народом, то все твои прошлые заслуги будут обесценены». Почему в Квйасе была затеяна кадровая чехарда, понятно. Под предстоящие парламентские выборы расчищают площадку. Хотят на полную катушку использовать так называемый административный ресурс – все заполнить своими людьми, чтобы власть могла себя чувствовать бесконтрольно. Но такие победы не могут быть долговременными. Они носят сиюминутный характер. Мы, квайсинцы, долго молчим, долго раскачиваемся, как русский медведь. Но когда кударца припрет, когда он проснется, то берегись.

– Судя по всему, вы тоже оказались в числе неугодных, хотя и вас Э.Д. Кокойты еще недавно называл не иначе, как «наш герой»?

– Да дело же не во мне лично. Хотя мне, человеку, который 41 год отдал медицине, 41 проработал в Квайсе, здесь родился и вырос, очень обидно за наш регион, за наших людей. Никому не позволительно их оскорблять. А доходит уже и до этого. В адрес наших квайсинских ребят, которые все эти годы доблестно защищали родину, раздаются абсурдные обвинения. Их обзывают предателями, обвиняя в подготовке мифического переворота. Это уже не лезет ни в какие ворота.

– Вас, как депутата, хотелось бы спросить об одном из заседаний парламента, которое осталось за кулисами общественного внимания. Речь идет о сессии, на которой около года назад был запущен пробный шар по изменению Конституции Республики Южная Осетия…

– На сессии, о которой идет речь, я не мог присутствовать – был тогда в онкологическом центре в Москве. Но потом говорил с коллегами и знаю все подробности. На обсуждение действительно хотели вынести вопрос об изменении конституции в части отмены ограничения быть президентом не более двух сроков подряд. Члены парламента, а присутствовали 23 депутата из 30, тогда не пошли на сделку со своей совестью. Тщательное предварительное зондирование показало, что в этом вопросе власть готовы были поддержать только 6 человек, а 17 были против. В результате вопрос был снят с обсуждения.

Я тоже убежден, что основополагающие положения конституции трогать нельзя. Какие-то статьи конечно, можно и нужно менять. Но подлаживать главный закон государства под действующего президента – это порочный путь. И неважно, кого мы изберем через два года, в этом вопросе конституция должна оставаться незыблемой.

– Согласится ли с вашими аргументами новый парламент – большой вопрос.

– То, что парламент хотят сделать ручным, вызывает не просто беспокойство, а даже тревогу. Это для молодого государства, на котором сфокусировано общественное внимание, недопустимо. Печалит и то, что все должностные лица Южной Осетии, начиная с президента, сейчас ударились в политику, а социальные нужды людей опять остаются на заднем плане. Между тем, чиновники должны понимать, что это они служат народу Южной Осетии, а не народ Южной Осетии обслуживает их интересы. Вот когда это формула хоть на немного превратится в реальность, тогда республика получит настоящий импульс развития.