В парламент Южной Осетии идут «двойники»
4 мая Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия обнародовала окончательный список кандидатов в депутаты от республиканских партий, имеющих право участия в выборах в парламент Южной Осетии. Выборы состоятся 31 мая 2009 года и пройдут по партийным спискам.
За 34 депутатских мандата будут бороться 93 кандидата от партии «Единство», Коммунистической партии, «Фыдыбаста» и Народной партии РЮО. Под флагом последней выступают «двойники» – современные предвыборные технологии проникли и в молодое независимое государство.
По крайней мере, так оценивает происходящее председатель Народной партии Южной Осетии Роланд Келехсаев в беседе с корреспондентом сайта «Осетия-Квайса».
– Так кто же все-таки будет участвовать в выборах под эгидой вашей партии?
– Люди, которые не имеют на это никаких правовых полномочий. Настоящая народная партия была незаконно не допущена к выборам в парламент. Когда мы, как положено, провели в начале апреля съезд, утвердили на нем предвыборные списки, нынешняя власть увидела для себя угрозу. Чтобы не дать нам даже возможности вести предвыборную борьбу, люди президента Южной Осетии Э.Кокойты срочно организовали свое «альтернативное» мероприятие, собрав на него жителей под видом того, что будут раздавать гуманитарную помощь. Многие из пришедших, когда поняли, что их заманили на политическое шоу, ушли, но устроителям это уже было неважно, они сделали отметку о проведении съезда народной партии.
Примечательный момент: этот якобы съезд вел представитель районной организации партии «Единство», представляющий власть и не имеющий к нам совершенно никакого отношения. Вот вы можете себе представить, что Грызлов собирает своих сторонников, объявляет это съездом либерал-демократов и говорит Жириновскому: была партия твоя – стала моя. А в сегодняшней Южной Осетии можно все! В итоге угодные Э.Кокойты лица возглавили новые предвыборные списки. Наверное, они и будут допущены нынешней властью к выборам без выбора.
– То есть о расколе или о чем-то подобном не может идти и речи?
– Речь может идти только о подмене народной партии с помощью людей, не имевших к ней никакого отношения.
– Что делать?
– Мы подаем жалобы в Верховный суд республики, который, к великому сожалению, не является независимым, а полностью подчиняется президенту Южной Осетии. Как следствие, на своем заседании 24 апреля он нашу жалобу даже не стал рассматривать из-за того, что я не мог там присутствовать. Но такая отговорка тоже является нарушением закона. Надо объективно разбирать существо дела, независимо от других сопутствующих обстоятельств. Тем более, ни для кого не секрет, что я не могу прибыть сейчас в Цхинвал из-за реальной угрозы физической расправы. В 2006 году, когда у меня возник конфликт с президентом, его охранники и заместитель министра обороны прямо перед началом сессии парламента напали на меня на улице и стали все вместе избивать.
– И из-за чего вас пришлось приструнивать?
– Приструнить меня не удастся даже подобными методами. А сыр-бор разгорелся из-за того, что наша партия выступила против проведения нового референдума о независимости Южной Осетии. Мы исходили из того, что в 1992 году народом был дан ясный и недвусмысленный ответ на вопрос о своей будущей судьбе, в результате чего был принят Акт о Государственной независимости Южной Осетии – документ, имеющий высшую юридическую силу. Так что в этих условиях проводить новый референдум, на наш взгляд, было бессмысленным. На этой основе и возникли политические разногласия. Очень жаль, что иная точка зрения, к тому же подкрепленная вескими аргументами, воспринимается как покушение на основы.
– Вы к тому времени были не только лидером народной партии…
– Я возглавлял комитет лесного хозяйства РЮО. Но вскоре, естественно, был отстранен от этой должности. Вот остаюсь заместителем председателя комитета по внешней политике, обороне и безопасности парламента республики – воля избирателей пока еще неприкосновенна.
– Ваша партия участвовала в прошлых парламентских выборах?
– Участвовала и завоевала два места. Кроме меня – Сергей Зассеев. Сейчас он возглавляет парламентский комитет по молодежной политике и спорту. Плюс мы провели в парламент еще одного депутата, который не является членом нашей партии. На нынешних выборах собирались закрепить эти результаты, но, видите, нам просто не позволяют этого сделать. Мы написали вторую кассационную жалобу, которая была рассмотрена Верховным судом 30 апреля, но и она была оставлена без удовлетворения в виду согласия с предыдущим вердиктом суда. Сейчас в порядке надзора мы собираемся обжаловать и это решение.
– Опять в Верховном суде Южной Осетии?
– Да.
– И вы считаете это перспективным?
– Нет никакой перспективы. Но так юридически полагается. Мы должны пройти все этапы, чтобы иметь возможность действовать правовыми средствами дальше. Если понадобится, подадим в международный суд в Страсбурге. Будем также направлять заявления в российские суды на незаконные, неправомерные действия граждан Российской Федерации. Ведь каждый гражданин Республики Южная Осетия является также и гражданином России.
– Эти тяжбы могут длиться годами, а выборы пройдут сейчас. Какой, на ваш взгляд, политический расклад в преддверии нынешних парламентских выборов?
– Ну, о каком раскладе может идти речь, когда все идут одной колонной! То если в парламент придут люди, полностью подконтрольные президенту, после чего они потребуют, чтобы он был бессменным руководителем Южной Осетии. Это – главная цель. А кто с ней не согласен, объявляется врагом своего народа.
– Скажите, кто-то из тех, кто вместе с вами основывал в 2003 году народную партию, и все эти годы был в ней, перебежал во вновь созданную структуру ради депутатского мандата?
– Ни один человек не перебежал. Да я и не могу представить, чтобы, например, такой принципиальный человек, как Владимир (Коко) Дзуццаты, бесстрашный полевой командир, участник всех войн против Грузии, мог позволить себе конформистские шаги. И таких людей у нас немало. Мы – не кабинетная партия. Наша опора – средний слой, простые люди, защитники Отечества.
– Как в этой сложной ситуации не только сохранить, но и укрепить партию, чтобы она была дееспособной? Что вы предпринимаете в этом направлении?
– Наша партия никуда с политической арены не уходит. У нас есть определенные задумки и планы, над которыми мы будем работать. Мы уверены, что правда все равно восторжествует. Если не сегодня, то завтра. Вот ради этого не стоит жалеть усилий.