Грузинская оппозиция готовит новую революцию
//Отставка Михаила Саакашвили назначена на 21 мая
Грузинское оппозиционное движение «Общенародное представительное собрание», неформальным лидером которого считается экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе, объявило в понедельник о начале масштабных антиправительственных выступлений, кульминацией которых должна стать акция общенационального неповиновения 21 мая. Впрочем, многие политики и эксперты сомневаются в способности госпожи Бурджанадзе осуществить в Грузии новую революцию.
О дате новой революции оппозиционеры, объединенные под эгидой «Общенародного представительного собрания» (ОПС), объявили в понедельник на специальном брифинге. Согласно их замыслу, 21 мая в Тбилиси на площади Свободы, где началась «революция роз» 2003 года, состоится акция общенационального неповиновения, «в результате которой президент Михаил Саакашвили будет вынужден уйти в отставку». ОПС, созданное осенью прошлого года, объединяет многих видных представителей грузинской интеллигенции — у его истоков стояли живой классик грузинской литературы Чабуа Амиреджиби и многократная чемпионка мира по шахматам Нона Гаприндашвили.
О том, что ОПС и тяготеющие к нему оппозиционные партии намерены перейти со 2 мая к активным действиям, один из лидеров движения, актер Георгий Бурджанадзе, объявил еще в марте. «Сразу после окончания светлой седмицы мы начнем активные действия в рамках процесса гражданского сопротивления и подготовку ко дню общенационального неповиновения»,— заявил тогда господин Бурджанадзе от имени инициативной группы ОПС. Особую значимость этому заявлению придавало то, что Георгий Бурджанадзе является руководителем невооруженных отрядов «Шепицули» («Давшие клятву»), призванных, по его словам, «защищать демонстрантов в случае попыток властей подавить силой мирные акции протеста».
Неформальный же лидер ОПС, экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе неоднократно подчеркивала, что 2 мая протест только начинается, а дата решающей акции будет объявлена позже. «Все должно произойти в течение мая, мы не собираемся бесконечно продлевать этот процесс и месяцами водить людей взад и вперед»,— заявила госпожа Бурджанадзе, явно намекая на трехмесячные акции протеста 2009 года, завершившиеся ничем.
Впрочем, убежденность госпожи Бурджанадзе в скором падении режима разделяют далеко не все оппозиционеры. «Мы не знаем, как конкретно Бурджанадзе и ее сторонники намерены действовать, чтобы сменить власть,— поделился с “Ъ” сомнениями один из лидеров Республиканской партии Леван Бердзенишвили.— То, что в стране все плохо, еще не означает, что народ готов к революции».
Умеренная оппозиция основные надежды возлагает на переговоры с властями при посредничестве Запада с целью изменения избирательного законодательства. «Мы не согласны с главным тезисом Нино Бурджанадзе о невозможности избавить страну от Саакашвили путем выборов,— заявил “Ъ” лидер партии “Новые правые” Давид Гамкрелидзе.— Революции ничего хорошего нашей стране не принесли. На самом деле при помощи американских друзей вполне возможно создать в Грузии демократическую среду, в которой власть поменяется с помощью справедливых и честных выборов».
Партии, выступающие за диалог с командой Михаила Саакашвили, объясняют свою позицию опасениями, что в случае развития ситуации в Грузии по североафриканскому сценарию Россия может вмешаться военной силой. «Действия НАТО в Ливии создали прецедент для внешнего вмешательства в ход противостояния власти и оппозиции, которым Россия может воспользоваться так же, как воспользовалась косовским прецедентом для признания независимости Абхазии и Южной Осетии»,— поделился с “Ъ” опасениями один из активистов Республиканской партии, пожелавший остаться неназванным.
Не намерена участвовать в анонсированной революции и Грузинская партия бывшего генпрокурора и министра обороны Ираклия Окруашвили, живущего с 2007 года во Франции в качестве политэмигранта. «Мы планируем дождаться осени, когда в стране наверняка будут более благоприятные условия для революции,— пояснил “Ъ” источник в Грузинской партии.— Впрочем, мешать Бурджанадзе мы, конечно, не намерены».
Независимые эксперты также убеждены, что у Нино Бурджанадзе не хватит ресурсов для организации новой революции. «Уповать на то, что в стране большая безработица и огромная инфляция, не стоит,— заявил “Ъ” политолог, бывший ректор Дипломатической академии Иосиф Цинцадзе.— Главное, что в стране сейчас нет достаточно авторитетной политической силы, способной поднять массы на баррикады».
Тем не менее сторонники экс-спикера полны решимости идти до конца даже в условиях, когда ни одна серьезная оппозиционная сила не поддерживает их идею о дне общенационального неповиновения. План их действий “Ъ” сообщил бывший руководитель грузинских спецслужб (в 1992–1993 годах) Ираклий Батиашвили: «В период со 2 по 21 мая в Грузии будут проходить акции гражданского неповиновения. А 21 мая в 15:00 на площади Свободы состоится главная акция общенационального неповиновения –- по мере разрастания революции другие к нам наверняка присоединятся». По словам оппозиционера, «мы будем использовать только мирные методы гражданского сопротивления, но не все зависит от нас — трудно сказать, пойдут ли сами власти на применение силы, и устроят ли провокации против мирных демонстрантов».
Георгий ДВАЛИ, Тбилиси,
газета «Коммерсантъ», 03.05.2011