Екатерина КРЫСАНОВА: «Чем большего ты достигаешь, тем большему нужно учиться!»
29 апреля во всем мире отмечается Международный день танца. Праздник инициирован Международным советом танца ЮНЕСКО в 1982 году. Дата была предложена артистом балета, педагогом и хореографом Петром Андреевичем Гусевым в память о родившемся в этот день французском балетмейстере, реформаторе и теоретике балета Жане-Жорже Новере, который вошел в историю как «отец современного балета».
Заместитель Председателя Правительства РСО-Алания, Полномочный представитель республики при Президенте РФ Александр Тотоонов поздравил с этим праздником руководителей танцевальных коллективов «Алан» и «Горец» из Северной Осетии, московского ансамбля «Алания». Поздравительные телеграммы также направлены балетмейстеру-репетитору Большого театра России, народной артистке СССР Светлане Адырхаевой, солистам ГАБТ и Мариинского театров, носящим звания заслуженных и народных артистов РСО-Алания.
noar.ru взял экспресс-интервью у ученицы С. Адырхаевой, ведущей солистки балетной труппы Большого театра России, заслуженной артистки РСО-Алания Екатерины КРЫСАНОВОЙ.
- На днях Вы блистательно справились с партией Флорины в одной из самых громких премьер сезона – балете «Утраченные иллюзии». Такие роли – необычное для Вас амплуа?
- Музыку к спектаклю написал Леонид Десятников, дирижировал Александр Ведерников, а хореографию сочинил Алексей Ратманский, который воспользовался либретто, оставшимся от одноименного балета 1936 года. По ощущениям, мне намного легче дается современный танец, нежели классический. Там – более свободный язык тела, танца, жестов. Модернистские балеты даются мне легче и свободнее…
- И это говорит балерина, создавшая прекрасные классические образы Китри из «Дон Кихота», Одетты-Одиллии из «Лебединого озера»?
- Именно эти партии мне немного тяжелее танцевать, чем современный балет. Но я бы не сказала, что хореография Ратманского исключительно авангардна. В «Утраченных иллюзиях» все основано на классических тенденциях и представлениях о танце, при этом внесена необходимая нотка современности.
- В совместном проекте Большого театра и калифорнийского Сегерстром-центра искусств «Remansos» Вы тоже танцуете современную хореографию…
- Это, действительно, яркая современная хореография! Однако новые ответвления все равно основаны на классических традициях. Прежде всего – русской балетной школы. Классическое искусство вечно. Если артист освоил классику и танцует в таких постановках, как «Спящая красавица», «Корсар», «Лебединое озеро», то для него не составит большого труда выйти на сцену практически в любом современном опусе.
- В каких еще постановках ГАБТ примете участие?
- В июле 2011 года в Большом будет вечер одноактных балетов, в числе которых – «CHROMA» Джоби Тэлбот и Джека Уайта в хореографии Уэйна МакГрегора и «Симфония псалмов» на музыку Игоря Стравинского (хореограф – знаменитый Иржи Килиан). Окончательные составы еще не утверждены, но, по предварительной информации, я буду занята в этих проектах.
- Все мы помним восхитительный танец Светланы Адырхаевой, которому Вы подарили «вторую жизнь» на гала-концерте мастеров искусств, проведенном при активном участии Постпредства в честь 150-летия Коста Хетагурова…
- …опережая Ваш вопрос, отвечу: с удовольствием и еще не раз станцую этот или подобные номера! Когда Светлана Дзантемировна, человек, у которого ты учился, передает тебе что-то глубоко личное, это накладывает огромную ответственность. Тридцать лет назад народная артистка России С. Адырхаева и ансамбль танца «Алан» совместно исполнили хореографическую композицию «Рапсодия» на музыку Ильи Габараева. В октябре 2009 года я станцевала этот номер на Новой сцене ГАБТ вместе с ребятами из ансамбля «Маленький джигит». Зал очень тепло принял этот искрометный номер. Для меня такие танцы – колоссальный опыт, который полезен для артистки любого уровня. На самом деле, чем большего ты достигаешь, тем большему нужно учиться, открывая в себе новые грани.