И снова джаз, весна, Владикавказ!
«Опять весна, джаз, Владикавказ», – именно с такого приветствия начал традиционный ежегодный джазовый концерт Государственного национального эстрадного оркестра им. Кима Суанова, который состоялся вчера во Владикавказе, его неизменный ведущий – художественный руководитель и главный дирижер оркестра, заслуженный деятель искусств России, композитор Николай Кабоев.
Он сообщил, что и в этом году так же, как и в прошлом, продолжается цикл программ о лучших джазовых мелодиях, что были созданы за сто лет. Впрочем, джазовой, заметил Николай Кабоев, может стать любая музыка, потому что джаз – это, в первую очередь, импровизация, это еще и синтез нескольких музыкальных культур и национальных традиций, это неожиданные акценты и особый драйв!
Что, собственно, публика, в большинстве своем молодая, и сумела прочувствовать незамедлительно. Сначала, так сказать в тему, оркестр исполнил знаменитую «Весна идет» Исаака Дунаевского. А потом и вовсе ошарашил слушателей современной джазовой аранжировкой – чего бы вы думали? – духовной песни афроамериканцев, так называемой спиричуэлс.
Дальше – больше. И вот оркестр уже грянул знаменитый джазовый хит Джона Клейтона (того самого, что основал в 1985 году знаменитый Clayton Jazz Orchestra) «После прощания». Впрочем, песне, легшей в основу прозвучавшей композиции, от роду вот уже 95 лет, и кто только из музыкантов не использовал ее гармонию для того, чтобы написать что-то оригинальное. Это, заметил Николай Кабоев, не есть плагиат. Что касается оригинальности, то она уж точно бьет через край. И с этим никак не поспоришь.
Между тем, публика уже в начальные 15 минут концертной программы по достоинству оценила высокое исполнительское искусство наших музыкантов. Первым на сцену даже не вышел, а выбежал актер Осетинского театра, где проходил концерт, Лазарь Качмазов. Он вручил Николаю Кабоеву роскошный букет необыкновенных бело-голубых роз и признался в любви оркестру. После красивых букетов, равно как аплодисментов и возгласов «браво!», было еще немало. Публика, как могла, выражала свой восторг.
А владикавказский биг-бэнд тем временем задался целью вспомнить если не всех, то хотя бы некоторых лидеров знаменитых джазовых коллективов, таких, как, скажем, обладатель 13 Grammy, первый афроамериканец, чье изображение попало на монету США, пианист, аранжировщик, композитор, руководитель оркестра и величайший представитель свинга Дюк Эллингтон, которого называют аристократом джаза. Известно, что Эллингтон тщательно подбирал репертуар для своего оркестра. Одна из таких «вещиц» – «Садись на поезд линии «А». Этот джазовый блюз, рассказывающий об открытии в Нью-Йорке новой линии метрополитена, что ведет в центр негритянской духовной культуры, блистательно исполнила несравненная Лиза Кабоева, джазовая певица, дочь известных в Осетии деятелей музыкальной культуры Николая и Елены Кабоевых.
Сама Лиза, выпускница Ростовской консерватории и Санкт-Петербургского университета культуры и искусства, лауреат международного джазового фестиваля в Клайпеде 2007 года, преподает джазовый вокал в Ростовской консерватории, училище искусств и детской джазовой школе, является солисткой муниципального эстрадно-джазового оркестра им. Кима Назаретова – коллектива Ростовской государственной филармонии. Правда, сейчас она временно не работает, а точнее работаем мамой своего десятимесячного сына Дениса. И все же не принять участие в празднике джаза в своем родном Владикавказе Лиза просто не смогла.
А приехала она из Ростова не одна, а с хорошо известными и уже полюбившимися нашей публике музыкантами – гитаристом Владом Окуневым и барабанщиком Максом Кабальскисом. Четвертым в ростовском «десанте» стал саксофонист Эльдар Цаликов, сын музыканта, воспитанника Владикавказского училища искусств и Ростовской консерватории Мурата Цаликова. Сам Эльдар прошел ростовскую школу. А для родины предков, как выразился Николай Кабоев, он стал новым открытием.
Публика встречала музыканта тепло. Эльдар несколько раз исполнял соло на саксофоне, и каждый раз его приветствовали возгласами «браво!». Уже первая композиция, в которой солировал Эльдар Цаликов, называлась очень даже заманчиво – «Блестящий блюз». Ее автор – американский джазовый музыкант и руководитель биг-бэнда, одна из самых значимых фигур в истории свинга Каунт Бэзи, сделавший блюз универсальным жанром.
Кстати, о блюзах. Их – один за другим – самозабвенно исполняла Лиза Кабоева. Она прямо-таки завораживала публику, которая хоть на миг, но вдохнула пьянящий карнавальный воздух Бразилии, где праздник никогда не кончается, где живут «дети Солнца», влюбленные, трепетные и радостные. Южноамериканская сказка ожила в «Самбо на одной ноте» бразильского композитора, аранжировщика, певца, поэта и музыканта Антонио Карлоса Жобина. В далеком 1962 году он вместе с американским джазовым саксофонистом Стэном Гетцем записал пластинку, этакую смесь самбо и джаза. Пластика эта сразу же получила Grammy и породила новое направление – боча-нова (нечто новое).
Потом в исполнении Лизы прозвучала еще одна песня Антонио Карлоса Жобина «Не надо больше грусти». Аккомпанировал певице гитарист Влад Окунев. Вокально-музыкальный дуэт прозвучал настолько слаженно и гармонично, что Николай Кабоев напомнил всем собравшимся старую истину, что суть не в количестве, а в качестве.
Дальше Лиза опять пела с оркестром – балладу Дюка Эллингтона «Прежде я не знала о тебе», его же «Это ничего не значит, если не содержит свинга» (если нет свинга, значит, исполнение музыканта лишено интенсивной битовой пульсации), «My fanny Valentine» Ричарда Роджерса…
Порадовал владикавказских любителей джаза своим исполнительским мастерством и солист оркестра, народный артист РСО-Алания Сетрак Налбандян. Как-то, услышав песню «На улице зеленого дельфина», прозвучавшую впервые в 1947 году в кинокартине «Улица зеленого дельфина», он воскликнул «Это же моя песня». И исполнил он ее так, будто песня действительно была написана специально для него.
Без преувеличения сказать, музыканты в этот вечер были в ударе. На одном дыхании они исполнили композицию Теда Джонсона «United States», популярнейшую в свое время пьесу Ричарда Карпентера «Прогулка», музыкальную зарисовку Дюка Эллингтона «Искушенная дама» (соло на саксофоне – Олег Диамбеков), композицию Херби Хенкока «Танец дельфина» в аранжировке Боба Мицера (солисты – Олег Диамбеков, Влад Окунев, Елена Кабоева).
А завершилась концертная программа (и это уже тоже стало доброй традицией) нашим, доморощенным осетинским джазом. В исполнении оркестра прозвучала новая композиция мультиинструменталиста и композитора Олега Диамбекова с интригующим названием «Головокружение». В красивой мелодии слышался и шум ветра на горных вершинах, и журчание полноводного ручья, и песня пробудившегося ото сна аула, и музыка самых сокровенные чувства, потаенных и невысказанных. В общем, судя по всему, было, от чего испытать головокружение.
Эту композицию и еще многие другие, сообщил Николай Кабоев, мы скоро услышим на джазовом концерте, который будет составлен исключительно из произведений Олега Диамбекова. Музыкант, композитор, аранжировщик вот уже 35 лет на эстраде. Так что надолго прощаться с публикой музыканты не стали. Ведь творческий вечер Олега Диамбекова состоится в самом ближайшем будущем.