Весь имарат одним ударом
// В Ингушетии подводят итоги спецоперации
В ходе спецоперации, проведенной накануне в Сунженском районе Ингушетии, похоже, была уничтожена вся верхушка «Имарата Кавказ» вместе с Доку Умаровым. Среди 16 погибших боевиков предварительно были опознаны заместители Доку Умарова Супьян Абдуллаев (Рыжий Супьян) и Аслан Бютукаев (амир Хамзат), которые в последнее время были рядом со своим командиром. Всех их накрыла ракетно-бомбовым ударом военная авиация, которую на базу боевиков навели корректировщики ФСБ. Потери же сами силовики понесли при попытке задержать снабженца уничтоженных «имаратчиков» — тот перед смертью успел застрелить двух офицеров ФСБ и одного — МВД.
Лагерь боевиков, как рассказали «Ъ» участники спецоперации, находился на склонах глубокого узкого ущелья неподалеку от заброшенного селения Мержи (оттуда происходит тейп Мержоевых) в Сунженском районе Ингушетии. Вышли на него по своим оперативным каналам сотрудники ФСБ. Они же провели предварительную разведку местности, используя самолет-беспилотник. Ровно в пять утра корректировщик из спецслужбы навел на лагерь военную авиацию. По уточненным данным, штурмовик сбросил в ущелье всего одну бомбу, но и ее мощного взрыва было достаточно для того, чтобы укрепленные, в два наката, блиндажи боевиков превратились в руины. Тем не менее, как утверждают участники операции, уничтожить за один раз всех обитателей полевого лагеря им не удалось. После того как наблюдатели доложили о том, что выжившие «лесные» пытаются покинуть место авиаудара, по ним открыли огонь из установленных на ближайших высотах минометов. Потом на ущелье сделали несколько заходов боевые вертолеты, нанося ракетные удары. Только когда вертолетчики доложили, что движения на склонах не наблюдается, началась наземная операция. Правда, продолжалась она недолго — вскоре на местность спустился густой туман, в котором, опасаясь расставленных мин-ловушек, спецназ действовать не стал. К полноценному осмотру мест происшествия следователи приступили только вчера.
Лагерь представлял собой несколько хорошо оборудованных землянок. «Две или три из них, с печками-буржуйками, использовались как жилые помещения»,— рассказал собеседник «Ъ». В остальных, по его словам, были размещены склады оружия и боеприпасов, полевая мечеть, столовая и даже туалет.
На месте были найдены восемь, как говорят участники операции, пригодных к визуальному опознанию трупов и фрагменты еще восьми тел. Некоторых боевиков, очевидно, попавших в эпицентр взрыва авиабомбы, разорвало так, что куски их тел вместе с обрывками спальных мешков находили на ветках деревьев, стоявших на удалении десятков метров от него.
Из восьми боевиков спецназовцы и следователи по имевшимся у них ориентировкам и приметам смогли опознать пока только двух одиозных лидеров «Имарата Кавказ». Ими оказались организатор недавнего теракта в Домодедово, командир бригады смертников «Риядус Салихийн» Аслан Бютукаев (амир Хамзат) и один из идеологов ваххабизма в Чечне Супьян Абдуллаев (Рыжий Супьян). По данным ФСБ, в последнее время эти двое постоянно находились с главой «Имарата Кавказ» Доку Умаровым, выполняя функции его заместителей и особо доверенных лиц. Поэтому, как говорят участники операции, есть надежда и на то, что среди погибших будет обнаружен и идентифицирован труп самого Умарова, который на данный момент является без преувеличения террористом номер один на всем постсоветском пространстве. Правда, для этого, скорее всего, придется провести ДНК-экспертизу.
Тем временем следственный комитет России (СКР) дал юридическую оценку деятельности разгромленного «Имарата Кавказ». Как сообщил «Ъ» официальный представитель ведомства Владимир Маркин, Доку Умаров и Аслан Бютукаев были заочно обвинены следствием в создании устойчивой вооруженной группы и преступного сообщества (ч. 1 ст. 209 и ч. 1 ст. 210 УК РФ), которые совершали теракты, нападения на сотрудников правоохранительных органов и другие тяжкие преступления. Члены этого сообщества, Адам Ганижев и Ислам Евлоев, как подозревает следствие, являлись пособниками террориста Магомеда Евлоева, совершившего самоподрыв в аэропорту Домодедово. Тела Ганижева и Евлоева, кстати, также могут оказаться среди останков террористов, уничтоженных в лагере.
Двое предполагаемых сообщников террориста Евлоева, братья Ислам и Илез Яндиевы, были задержаны в ходе той же спецоперации 28 марта в частном доме на улице Газдиева Назрани. Как сообщил представитель СКР Владимир Маркин, братья Яндиевы, по данным предварительного следствия, встретили в Москве приехавшего из Ингушетии смертника Евлоева, а затем проводили его в аэропорт Домодедово. Дома у братьев нашли гранаты «хаттабки» и так называемый пояс смертника, что, по мнению следствия, свидетельствует о том, что они готовили очередной теракт.
Еще одни их сообщник, Аслан Цечоев, как уже сообщал «Ъ», был уничтожен 28 марта в селении Верхний Алхун. Считалось, что Цечоев являлся всего лишь снабженцем боевиков из «Имарата», однако именно при его задержании участники масштабной спецоперации в Ингушетии понесли потери. Боевик застрелил из пулемета сотрудников УФСБ Ингушетии Сергея Анникова и Александра Нестеренко, а также офицера полиции Романа Елизова.
Вчера, выслушав доклад заместителя директора ФСБ России Сергея Смирнова о проведенной в Ингушетии спецоперации, президент Дмитрий Медведев распорядился наградить отличившихся и позаботиться о родственниках погибших, отметив, что было накрыто «логово мерзавцев».
Сергей МАШКИН,
газета «Коммерсантъ», 30.03.2011
Фото: Пресс-служба УФСБ России по Республике Ингушетия / Коммерсантъ