Взлетевший над пропастью
Когда-то давным-давно был в Осетии такой обычай. Чтобы проверить свои чувства, влюбленные забирались высоко в горы и, преодолевая страх, раскачивались, встав на оба конца узенькой доски, установленной над расщелиной. Преодолеют страх, выдержат, не потеряют равновесие, – значит, будут царить в семье лад и согласие.
А может быть, это и не обычай вовсе, а красивая, овеянная романтикой легенда, передаваемая из поколения в поколение, от стариков – детям. И быть может, именно эту легенду слышал еще ребенком Руслан Гугкаев. Но как это бывает в детстве – услышал и забыл. Мало ли у мальчишки забот – с друзьями поиграть, школьные уроки успеть сделать. Но, пожалуй, самым главным в его тогдашней жизни были репетиции и выступления в танцевальном ансамбле «Алан», где Руслан был солистом. Ансамбль пользовался большой популярностью не только в столице Осетии Орджоникидзе (ныне Владикавказ), но и во многих городах страны. Особенно громко и продолжительно зрители аплодировали мальчишке, вихрем носящемся в зажигательном танце.
На одном из таких выступлений и увидел Руслана Михаил Туганов, гастролировавший в это время в Орджоникидзе. Увидел – и сразу представил его в своем аттракционе – скачущем на горячем коне по кругу манежа.
Родители поначалу не соглашались ни в какую – слыханное ли дело, ребенок никуда до сих пор из дома не отлучался, и вдруг – кочевая жизнь, вдали от родных, от семьи. Но Туганов сумел их убедить: «Вот увидите, через несколько лет настоящим артистом станет, весь мир объездит. Вы еще гордиться им будете».
Так в 1969 году пятнадцатилетний Руслан Гугкаев стал артистом цирка. Впрочем, пока только учеником в конном аттракционе Туганова. Но вскоре так наловчился, что в мастерстве не уступал опытным артистам. Сколько городов исколесил, сколько школ сменил – разве упомнишь.
Взрывной темперамент, врожденный артистизм – все это щедро выплескивалось на манеже, когда он, исполнив непростые трюки джигитовки, в финале представления выскакивал «на бис» с лихой лезгинкой.
А потом была армия. Но и в Омске, где проходила служба, не оставлял Туганов заботами своего воспитанника. Директором Омского цирка был однополчанин Туганова Михаил Цукерман и по просьбе фронтового друга в каждую новую программу приглашал номера джигитов. Руслан выступал с каждым из этих коллективов.
Шло время. Руслан понимал, что артистический век исполнителя конного жанра короток. К тому же хотелось попробовать себя в другом жанре, сделать что-то, сочетающее в себе синтез акробатики, гимнастики, эквилибристики. Но как облечь все это в оригинальную форму, интересную для зрителя?
Он обратился за помощью к режиссеру Петру Никитичу Майстренко. Рассказал о том, каким бы в общих чертах хотел видеть свое выступление. А тут и слышанная в детстве романтическая легенда вспомнилась. От нее и оттолкнулись, взяв за основу демонстрировавшийся в XIX веке, уже забытый цирковой номер «Чертов мост».
Майстренко подобрал Руслану партнершу – гимнастку из им же созданного номера «Ренское колесо в воздухе». Да и сама Зинаида, кстати, была его «крестницей»: ее, еще десятиклассницей, Майстренко заметил в акробатической студии и пригласил работать в цирк.
И вот на основе древней осетинской легенды Майстренко написал сценарий, разработал конструкцию аппарата, который и определил характер будущих трюков, всего выступления.
Аппарат готовили вместе – Гугкаев и Майстренко. Перепробовали множество материалов. Ведь доска должна быть как мостик через горные речки – и пружинить под ногами, и обладать надежностью, не деформироваться от частых выступлений. После долгих поисков, наконец, нашли то, что надо – трамплин для прыжков в воду. Сделанный из спрессованных алюминиевых стружек, он и довольно упруг, и очень прочен. Часть этого трамплина и превратили в «чертов мост», на котором и должно происходить все основное действие номера.
В 1979 году начались репетиции. Наездник Руслан постигал азы гимнастики и акробатики, воздушная гимнастка Зинаида овладевала трюками эквилибра. И уже через год в Рязанском цирке состоялась премьера нового номера «Баллада об Осетии» (эквилибр на несбалансированном буме), которому и сегодня, спустя четверть века, нет аналогов ни в российском, ни в зарубежном цирке.
По первоначальному замыслу режиссера все выступление должно было строиться в возвышенном, классическом стиле – плавно, неторопливо. Но Гугкаев со своим взрывным темпераментом настаивал на вихревом ритме исполнения. И доказал, что такая трактовка намного органичнее, зрелищнее.
Сколько арен – советских и зарубежных – покорили артисты за годы выступлений, сколько поклонников и почитателей приобрели – не счесть.
Но… жизнь полна неожиданных, порой драматических поворотов. Жизнь цирковых артистов – тем более.
В 1994 году во время выступления Зинаида получила травму. Врачи категорически запретили ей работать в этом жанре.
- А у нас в это время уже был контракт с зарубежным импресарио, – вспоминает Руслан. – Как быть? И я начал искать новую партнершу. В спортивных секциях немало хорошо подготовленных акробаток, гимнасток. Но ведь цирк и спорт – совершенно разные области. Даже самому подготовленному спортсмену для работы в манеже надо начинать все «с нуля»…
Руслану посоветовали пойти в ГУЦЭИ, там в это время был очередной выпуск. И даже предложили кандидатуру: «Есть одна девочка, но она готовит сольный номер. Поговори, может согласится». Это была Галина, его будущая партнерша. Он поговорил. И уговорил.
Вначале репетировали все трюки в манеже, постепенно аппарат начали поднимать – все выше и выше.
Так номер обрел вторую жизнь.
…На манеже двое. Руслан в черной бурке, Галина – в белой.
Стремительно взмыв на головокружительную высоту, в подкупольное пространство, они становятся по обе стороны узенькой, свободно вращающейся доски. Так вот он какой, этот «чертов мост», так и норовящий уйти из-под ног. Такие обычно перебрасывают через бурные горные реки. А под ним – пропасть. И лишь полное взаимодействие двоих, синхронность их движений позволяют удержаться на коварной перекладине.
А они не только удерживаются, но и проделывают целый каскад головокружительных трюков. Вот Руслан подпрыгивает, и то же самое делает его партнерша. Только слаженные действия – иначе доска уйдет вниз.
В динамичном темпе артисты разыгрывают поэму о любви, языком трюков выражают свои чувства.
Где кончается танец и начинается трюк, и наоборот? Да и так ли это важно – ведь весь номер словно сплав, в котором трюки вытекают из танцевальных движений.
Доска то и дело наклоняется под углом 45 градусов. Но захваченные чувством влюбленные, казалось, не замечают этого, как бы предугадывая движения друг друга. Когда Руслан увеличивает наклон, Галина в это время балансирует на торце доски.
В руках у Руслана появляются арапники. Мгновенье – и, обвившись вокруг доски, они превращаются в кольца, на которых артист исполняет задний бланш и другие гимнастические трюки.
А затем – уже на другом конце доски Галина совершает кульбит, стойку на руках, садится в шпагат.
И вновь доска изменяет угол и на взмывшем другом конце Руслан делает стойку «крокодил».
Они как бы состязаются в ловкости, не уступая друг другу в мастерстве.
Увидевшие номер Гугкаевых члены сборной страны по акробатике не смогли скрыть своего изумления и восхищения: «Подобные трюки легко делаем и мы. Но чтобы на такой высоте, да еще в балансе, да еще под немыслимыми углами! Вы опередили спорт как минимум на двадцать лет!»
Такие же восторженные отзывы номер завоевывает повсюду, где демонстрируется. А за последние годы Гугкаевы побывали почти во всех крупных мировых цирках, завоевали престижные международные награды.
Вот уже 36 лет выступает на манеже заслуженный артист России Руслан Гугкаев. Глядя на этого моложавого, полного задора и юношеской энергии человека, не верится, что совсем недавно он отметил свой полувековой юбилей. Многие из его коллег-ровесников давно уже на заслуженном отдыхе. А он все не может остановиться. И каждый вечер радует и восхищает зрителей, заставляет сжиматься их сердца от волнения.
Как объяснить секрет такого творческого долголетия, пронесенную сквозь время свежесть восприятия жизни и неизбывность чувств?
Да нет тут никакого секрета, – улыбается Руслан. – Я ведь прошел школу Туганова, в основе которой неизменно были дисциплина, постоянная готовность к выступлению, и, главное, уважение к зрителю. В своих воспитанниках Туганов формировал прежде всего артистичность, умение держать себя в манеже, следил за осанкой, выражением лица каждого исполнителя. Мелочей не было ни в чем. И, конечно, заставлял каждодневно оттачивать четкость каждого трюка, добиваться филигранности в работе. «Артист всем своим видом должен излучать радость в зрительный зал», – учил он.
Этой формуле я и следую все годы.
Николай АРАКЕЛОВ,
www.ruscircus.ru