Как Андрея КОЛЕСНИКОВА огрели прикладом в Цхинвале
// В первом номере возрожденных «Московских новостей» – мини-экскурс в первую войну Грузии против народа Южной Осетии
Сегодня вышла обновленная русскоязычная версия ежедневной газеты «Московские новости». В конце 80-х и начале 90-х она была одним из главных источников народной информации. За газетой с раннего утра у киосков люди занимали очереди. Тем, кому не повезло, а ее невозможно было достать даже «по блату», приходилось читать материалы на специальных и редких даже в Москве газетных стендах.
«Московские новости» первыми и единственными в СССР написали о том, что произошло 23 ноября 1989 года у стен Цхинвала, куда из Тбилиси и со всей Грузии по призыву будущего президента Гамсахурдиа прибыла для проведения «мирного митинга» многотысячная колонна автобусов. Автор этой небольшой по объему, но невиданной по тем временам заметки, заведующий отделом национальных отношений Александр Минеев, был прямым свидетелем того, что происходило. Впоследствии в расширенном до многих страниц варианте он описал увиденное в книге «Южная Осетия: и кровь, и пепел».
Через полтора года в Южной Осетии, когда я январе 1991 года грузинские вооруженные, в том числе «неформальные» формирования развязали там боевые действия, в разделенном надвое Цхинвале побывал молодой корреспондент «Московских новостей», ныне один из самых известных в стране журналистов Андрей Колесников. В первом номере возрожденного издания газеты он вспоминает об этой своей командировке в рубрике «Хроники «Московских новостей».
«Лично для меня в то время в стране существовала только одна газета — «Московские новости». Поэтому предложение в ней поработать было как обухом по голове. Я сразу поехал в Южную Осетию — первую горячую точку позднего советского периода. Грузины там воевали с осетинами. Тогда же, в первой своей командировке, я получил прикладом автомата по голове. Моего провожатого — осетина — расстреляли в упор.
Вернувшись в Москву, помимо сотрясения мозга я ощутил весь масштаб журналистики «Московских новостей». Пришло осознание того, что газета — в центре мирового внимания.
После южноосетинской командировки в редакции меня стали считать своим, и я уже мог насладиться удивительной атмосферой этой газеты».
Андрей КОЛЕСНИКОВ, специальный корреспондент газеты «Коммерсантъ», главный редактор журнала «Русский пионер». Работал корреспондентом отдела новостей «МН» с 1989 года.
Андрей Колесников после такого запоминающегося знакомства с Южной Осетией и нравами новой Грузии, тем не менее, приехал в командировку в Цхинвал еще один раз. И вновь попал в экстремальную ситуацию. На этот раз, правда, прикладом по голове его никто не бил (грузин у тому времени из оккупированной части Цхинвала защитники Осетии изгнали), но вмешалась стихия.
Мы вместе с ним вечером возвращались из Цхинвала во Владикавказ, но на нашем пути на Транскавказской магистрали у югоосетинского села Ванел (примерно в 12-14 км от Рокского тоннеля) стеной встала только что сошедшая сель (хорошо, что не на нас).
Интернета тогда не было, о какой-либо внятной связи приходилось только мечтать, а Андрею кровь из носу нужно было на следующий день утром вылететь в Москву, чтобы успеть поместить в номер военный репортаж из Южной Осетии. Нам не осталось ничего другого, кроме как переправиться вброд по бурной Лиахве на другой берег, пройти несколько километров, вновь перейти на другую сторону и упросить кого-то из застрявших водителей подбросить нас до тоннеля.
Остальное уже было делом техники. Как только дежурившие у северного портала Рокского тоннеля северо-осетинские милиционеры узнали, что перед ними столичный журналист, нас усадили в «Жигули» и к ночи доставили прямо в МВД Северной Осетии, где обогрели, напоили (чаем), разместили в гостинице, а утром посадили Андрея на самолет.
В моем архиве хранится уже публиковавшаяся мной фотография Андрея Колесникова, сделанная в январе 1991 года незадолго до того, как журналист получил от грузинских оккупантов прикладом по голове.
Игорь ДЗАНТИЕВ,
главный редактор сайта «Осетия-Квайса», в 1991 г. – издатель газеты «Столичная»