«Осетинская легенда» – фильм, сам ставший легендарным
45 лет назад, 17 марта 1966 года, во Владикавказе состоялось событие, ставшее историческим для культурной жизни Осетии. В этот день в 19 часов в кинотеатре «Дружба» состоялась премьера первого осетинского художественного фильма «Осетинская легенда». Перед началом сеанса состоялась встреча кинозрителей с создателем фильма – Азанбеком ДЖАНАЕВЫМ, актерами – Ахсарбеком КАЛИЦЕВЫМ, Кларой ДЖИМИЕВОЙ, Борисом КАЛОЕВЫМ, Шамилем КОЗОНОВЫМ, Федором СУАНОВЫМ, Василисой КОМАЕВОЙ, Георгием БОХОВЫМ.
В этот же вечер премьера фильма «Осетинская легенда состоялась в шахтерском поселке Мизур и в районном центре – г. Дигора. Фильм был принят зрителями на «Ура!» и долго еще оставался любимым для многих. И не только в Осетии. Любопытный пример. В середине семидесятых в Москве в кинотеатре «Новороссийск» был объявлен только один показ «Осетинской легенды. Причем, сеанс был назначен на дневное время в будний день. Тем не менее, зрительный зал к удивлению сотрудников кинотеатра оказался практически полностью заполненным.
А тогда, когда 45 лет назад фильм вышел на всесоюзный экран, он вызвал серьезное внимание кинокритики. Авторитетная в те годы «Литературная газета» писала, что это поэтический фильм, пронизанный горячей любовью к своей стране, к своему народу». В этой же публикации ярко определялась роль А.Джанаева в создании этого фильма: «Автор фильма, известный осетинский художник Азанбек Джанаев – и сценарист, и режиссер, и оператор, и художник, и гример, и даже портной».
Азанбек Джанаев – сам легенда осетинской культуры. Фронтовик, народный художник России, автор блистательных графических работ по нартскому эпосу, он снимал главный фильм своей жизни целых семь лет. О том, как это было, рассказал сайту «Осетия-Квайса» кинооператор Мирон ТЕМИРЯЕВ:
«Впервые мы встретились в 1959 году на съемках фильма «Сын Иристона». Он познакомил меня с идеей кинокартины «Осетинская легенда». Я с недоверием отнесся к нему, думал, что может поставить в кино художник-график, пусть и выдающийся. Однако я ошибся. Азанбек оказался разносторонне одаренным человеком.
Джанаев «нарисовал» весь будущий фильм «Осетинская легенда» – каждый эпизод, каждый кадр, каждый крупный план. И все настолько профессионально, что приходилось удивляться. Он был и гример, и костюмер, и реквизитор. Его мастерская стала маленькой киностудией. Фильм финансировал тоже он сам. Именно поэтому «Осетинская легенда» снималась семь лет. За это время наша героиня – Клара Джимиева – сильно изменилась, и нам приходилось ее гримировать. Труд был громадный, так как не было ни техники, ни пленки, ни транспорта, ни костюмов. Но убежденность и терпение Азанбека Джанаева нас вдохновляли».
А мы публикуем первую рецензию на фильм «Осетинская легенда», принадлежащую народной поэтессе Осетии Ирине ГУРЖИБЕКОВОЙ.
Романтика творческих будней
Только что кончился просмотр «Осетинской легенды», и исполнительница главной роли Клара Джимиева с улыбкой сказала Азанбеку:
– Смотрю титры – ты и режиссер, и автор сценария, и художник, и один из операторов… А почему не написали, что ты еще и гример?
– Ну, знаешь, – махнул рукой Джанаев, – все наши должности перечислять – ленты не хватит.
Действительно, они были и гримерами, и шоферами, и портными. Шесть лет непрерывного творческого поиска, разбавляемого самыми прозаическими вещами: то седел нет, то костюмов, то пленки не те, то транспорт обещанный не дают… В Дигоре и Ольгинском, Куртатинском ущелье в Кобани, в Армхи и Назрани, Даргавсе и Фиагдоне видели их, нагруженных киноскрабом, усталых и спорящих, одержимых и счастливых. Счастливых именно своей одержимостью. Это были самые разные люди. О них еще скажут, и не раз. И о фильме будут говорить, напишут рецензии, хвалебные и «разносные». Скажут об удачах и о слабых кадрах. О великолепно вписанных в ночь силуэтах и недостаточной внутренней динамике образа Залихан; о неповторимом суановском глухонемом; и о растянутости отдельных эпизодов…
А сейчас мне хочется сказать о человеке, чьим творческим подвижничеством рождена «Осетинская легенда», чей горячий энтузиазм, порыв и вдохновение художника заразили, увлекли за собой других.
– Знаете, у нарта Ацамаза была волшебная флейта, и он так красиво играл на ней, что сама природа, очарованная звуками флейты, замирала, солнце останавливало свое вращение, горные потоки и водопады застывали…
Эту волшебную флейту напоминает мне искусство кино. Оно столько впитало в себя, и столь же много отдает людям!
Так образно говорит Азанбек Васильевич о своей влюбленности в кино. Но как же все-таки возникла идея фильма? Очень просто – из разговора друзей. Посоветовали Азанбеку снять фильм о Чермене. Он возразил, что это сложно, и тут же вспомнил «Тбауацилла» – легенду об Урусхане. Красивую и мужественную. И всегда же, в летний вечер, на берегу Терека, родилось непреодолимое желание сделать, во что бы то ни стало сделать эту картину – песнь об Осетии, о добре и отваге, о любви и ее гонителях – жестоких законах адата.
Легко сказать – сделать. А как? С чего начать, как говорится, и чем кончить? Сценарий… Может, возьмется кто-нибудь из писателей? Увы, не взялись. И тогда…
Нет, обычным пером на обычной бумаге не расскажешь об этом. Мне хочется, чтоб эти дни, полные душевного напряжения, и бессонные ночи вместили в свои сердца те, кто придет смотреть «Осетинскую легенду». Сам Азанбек написал сценарий. Сам сделал декорации. Не счесть, сколько исхожено музеев и перелистано книг. Эскизы костюмов, продумывание каждого кадра, маленькие битвы за транспорт, за «отпрашивание» актеров с работы… И большая битва – с неверием.
– Ничего у вас не получится, – говорили одни, – шутка сказать – любительский художественный фильм!..
– Игра в куклы это, а не съемки. Людей только от работы отрываете, – отрезали другие. Но были и третьи. Были жители окрестных сел, которые давали коней и сбруи, и сами шли сниматься в массовых сценах. Был Георгий Багаев, руководитель автомотошколы, бескорыстный их помощник. Был Аслан Каиров, оператор «Моснаучфильма», как-то сразу поверивший в незаурядность замысла и талант своих новых друзей. Был Сергей Мамсуров, исполнитель конных трюков, много сил и времени отдавший фильму. А случалось и так…
Нужны седла. А найти негде. И вдруг Азанбека осенило – вспомнил, что во дворе управления милиции была раньше конюшня. Отправились туда.
– Мы киногруппа. Нам очень срочно…
И вот ошеломленный начальник выслушивает рассказ о съемках фильма.
– У вас на чердаке, наверное, завалялись старые седла.
Начальник зовет завхоза. Тот смотрит подозрительно на незваных посетителей:
– Не было, и нет. Хотите – пошли посмотрим.
Через некоторое время спускается с чердака. На лице – удивление, в руках – седла.
Благожелательные порывы добровольцев и чуткость руководителей не устраняли с дороги трудности – досадные капризы погоды и крутые подъемы, нехватку средств и долгую, кропотливую работу с актерами. Актерами? Нет, конечно. Исполнители главных ролей – вовсе не актеры. И кто бы знал, как трудно и упорно искал их Азанбек. Клару Джимиеву еле уговорили, заставили поверить в то, что дело их – настоящее. До Ахсарбека Калицева было четверо парней, вполне подходивших внешне. Но Урусханом надо было быть человеку, внутренняя жизнь которого соответствовали бы образу, кто б не испугался мучительных раздумий и ночных съемок, в ком неудачи разжигали бы большую любовь к еще не рожденному фильму.
…А к Азанбеку редкими ночами, свободными от съемок, приходили будущие его герои. Поэзия гор, поэзия человеческих отношений входила в комнату и подолгу говорила с ним на языке вдохновения. Как заставить Урусхана быть сдержанно нежным, а Залихан – целомудренно-прекрасной? Как заставить зрителя полюбить эту бедную саклю с людьми гордыми и простыми, эту дикую природу, совсем не мертвую, не равнодушную к судьбам героев?.. Вот тут не хватает маленького штриха… Вот здесь фальшь пробивается сквозь искренность повествования… Значит, завтра опять работа, работа…
Он был душой этого небольшого и сроднившегося коллектива. Его почти юношеская влюбленность в романтику творческих будней пробуждала энергию, поддерживала тогда, когда хотелось опустить руки… А за шесть лет и такие бывали минуты.
Песня родилась. В многоголосии творческих индивидуальностей, согретая, выпестованная неустанным вдохновением Азанбека Джанаева, бывшего студента ВГИКа, ученика Сергея Герасимова. Добрых крыльев этой песне, долгой жизни в сердцах слушателей! А мне хочется обратить к Азанбеку несколько стихотворных строк:
Пусть строгие критики морщат лбы,
Скрипят голоса и перья –
Но в мире нет завидней судьбы,
Чем трудные судьбы первых.
Я знаю: вспыхнут в селеньях горных
Огни киностудий за рядом ряд…
Героями станут новые горы,
Последняя сакля оденет гордо
Свой музейный наряд…
Но и тогда, через десятилетья,
Пускай – хороша ли, плоха –
С экрана смотрит моя Осетия
Глазами твоей Залихан.
И. ГУРЖИБЕКОВА,
газета «Социалистическая Осетия», 17 марта 1966 г.