Осетия Квайса



Вячеслав ГУЛУЕВ: «В кино я – трехкратный бронзовый призер»

Марина КАДИЕВА

1Сегодня председателю Союза кинематографистов Северного Кавказа, заслуженному деятелю искусств России Вячеславу ГУЛУЕВУ исполнилось 70 лет, пятьдесят из которых он посвятил главному делу своей жизни – любимому и загадочному кино. «Мое богатство – это то, что я снимал, то, что видел и наблюдал, – с ностальгией вспоминает Вячеслав Моратович, сидя в своем кабинете, стены которого увешены многочисленными дипломами и живописными полотнами. – И я счастлив, что имею такой бесценный жизненный опыт».

Уроженец селения Чикола, рано оставшийся без отца, В. Гулуев сумел-таки воплотить в жизнь заветную мечту детства и поступил, хоть и со второй попытки, на операторский факультет ВГИКа – Всесоюзного государственного института кинематографии. Это было незабываемое время и незабываемые годы сотрудничества с известными советскими режиссерами, операторами и киноактерами, среди которых – Борис Волчек, Павел Чухрай, Владимир Чухнов, Эдуард Садриев, Сергей Герасимов, Тамара Макарова, Станислав Говорухин и многие другие звезды отечественного кино.

Вячеслав дорожил каждой минутой такого общения, не пропускал ни одну лекцию великих профессоров, даже тогда, когда сломал ногу и передвигался на костылях. Всем сердцем, всей душой он познавал секреты киноискусства, которое прочило ему серьезное профессиональное будущее. Но, будучи человеком, воспитанным в добрых осетинских традициях, он предпочел столичной суете спокойствие домашнего очага и вернулся на родину. Осетия раскрыла его многогранный талант и вскоре сделала из него мастера, каким В. Гулуев является по сей день.

– Когда у вас зародилась любовь к киноискусству?

– Во время учебы в школе в Чиколе я вместе с одноклассниками повадился каждый божий день после занятий ходить в местный клуб. Там показывали кино. Раз пятьдесят, если не больше, я смотрел фильм про Чапаева, а также различные советские и популярные тогда индийские фильмы. И, знаете, втянулся в это дело. Кроме того, начал увлекаться фотографией, и вскоре мне подарили первый фотоаппарат – ФЭД. Да, меня баловали, я же был единственным сыном в семье, рано оставшись без отца.

– Как так случилось?

– Отец был военным. Незадолго до Великой Отечественной войны он окончил Бакинское военное училище и женился на моей маме. В марте 1941 года родился я, и мы сразу же уехали в Полтаву, где служил папа. Он был старшим лейтенантом. Вскоре началась война, и отец вынужден был переслать нас с мамой обратно в Осетию. Это был, конечно, интересный случай.

Как мне потом рассказывали, в Осетию из Полтавы переправляли боеприпасы. Папа поручил сопровождать нас одному своему подчиненному и строго наказал ему, чтобы тот в случае непредвиденных обстоятельств спасал, прежде всего, меня. Когда состав с боеприпасами приближался к Осетии, около с. Эльхотово началась бомбежка. Половина состава была уничтожена. Позже мама вспоминала, что молодой человек схватил меня и побежал в лес. Она – за нами. Так мы и спаслись.

К сожалению, я не смог узнать имени своего спасителя, а то бы обязательно его потом разыскал. Отца я тоже больше не видел – он погиб под Курском.

Второй в верхнем ряду - Морат ГУЛУЕВ.
Второй в верхнем ряду – Морат ГУЛУЕВ.

– Вы его запомнили?

– К сожалению, нет. Мне был всего год. Я никогда не знал отцовской ласки. Но хорошо помню, как кончилась война, как после Победы мы встречали в Чиколе супруга маминой сестры Бориса Елоева. Это был высокий, статный, красивый мужчина, весь в орденах. Тогда же все военные были красивыми и подтянутыми. Пузатых офицеров, как сейчас, не было. Любо было на фронтовиков смотреть.

Еще я смутно запомнил, как меня один румын постоянно катал на буйволе. Румыны тогда у нас базировались в селе. Он часто приносил мне то шоколад, то конфеты, то сахар. И называл – Шалявик. Никто не мог понять, почему. Оказывается, я был очень похож на его сына, которого так звали.

А еще после войны мы с дворовыми ребятами в садах любили собирать гильзы. Поджигали их, взрывали. Одним словом, баловались.

– Что вас подвигло поехать за высшим образованием в Москву?

– По окончании школы, в 1958 году я решил поступить во ВГИК. Но поначалу не на операторский факультет, а на актерский. Дома мне дали деньги на дорогу, и я уехал. Конкурс был серьезный – 1000 человек на место. Естественно, я не прошел, потому что не обладал таким талантом.

– И в итоге…

– В итоге вернулся в Осетию. Нужно было куда-то устраиваться. А в голове – один кинематограф. Работы в этой области для меня поначалу не нашлось, и я устроился на завод «Электроцинк». Поработал там около года, а потом, когда на Северо-Кавказской студии кинохроники освободилось место, меня взяли ассистентом оператора.

2– Кто был вашим наставником?

– Вначале заместитель главного редактора киностудии «Мосфильм» Борис Добродеев, который какое-то время здесь поработал, а потом известный советский кинооператор Хазби Герасимович Короев. В Союзе он считался высококлассным оператором репортажных съемок, хотя ВГИК не оканчивал, был самородком.

Вскоре с Короевым мы уехали в Нальчик, и работали там три года. Очень много снимали. Все это время я не переставал готовиться к экзаменам во ВГИК на операторский факультет. И в 1963 году, наконец, поступил. Так началась моя кинооператорская карьера.

Расскажите, как проходили вступительные экзамены?

– Было волнительно. В комиссии сидел известный советский оператор и режиссер Борис Израилевич Волчек – отец Галины Волчек. Он был профессором, снимал много выдающихся кинолент, в том числе совместно с кинорежиссером и сценаристом Михаилом Роммом.

– Вам посчастливилось учиться с корифеями мира кино. Что можете о них вспомнить?

– Мне довелось быть однокурсником дочери известного кинооператора Тессе – Аленой Тессе. Сейчас она проживает в Норвегии. Оператор Павел Чухрай тоже с нами учился, потом он стал пробовать себя в режиссуре. Я дружил с Михаилом Бицем, Владимиром Чухновым, Эдуардом Садриевым, Ларисой Лужиной, Натальей Белохвостиковой, Николаем Еременко… Все это очень известные люди.

У Чухнова вообще мать была осетинка по фамилии Абаева. Она была первая осетинка-парашютистка. Мы, ребята, ничего не знали, потому что Володя это тщательно скрывал. Узнали только позже, когда близко подружились. Кстати, один из ее братьев – журналист Константин Абаев, некогда вел программу «Человек и закон» на первом канале, а второй – в 1968-1969-х гг. играл за ярославский «Шинник», был вратарем.

Как-то известный кинорежиссер Лариса Шепитько вместе с Чухновым снимала картину «Восхождение». Тогда Володя считался одним из лучших операторов на «Мосфильме». 2 июля 1979 года машина съемочной группы врезалась в грузовик. Все, включая ассистентов, погибли.

Помню товарища – эквадорца Хосе, мы до сих пор дружим, созваниваемся. А также Сулеймана Сессе из Мали, ставшего лауреатом Каннского кинофестиваля. Знаете, это была настоящая, совершенно другая дружба – чистая и хорошая. Да и вообще ВГИК был ВГИК.

– Ваши студенческие будни, какими они были?

– Интересными. Тогда же в Дом кино невозможно было попасть просто так. А туда привозили зарубежные ленты. Так вот мы с ребятами нашли одну лазейку и через черный ход каким-то образом попадали на эти фильмы. А как мы на «Мосфильм» пробирались через забор, через охрану! Попасть туда и увидеть воочию, как снимают в павильонах фильмы, считалось для нас большим счастьем.

Было же время… Приходишь в столовую обедать, а перед тобой в очереди стоит Сергей Герасимов или Тамара Макарова, например, и на «первое» и «второе» берет то же самое, что и ты. Тогда было так: профессуру обслуживали отдельно, студентов отдельно, но все становились в один ряд. Конечно, преподаватели позволяли себе больше, чем мы – стипендия была не такой уж большой.

12– А как обстояли дела с практикой?

– Первая была в Одессе, куда меня отправил снимать Борис Волчек. Там я встретился со Славой Говорухиным, который как раз снимал фильм про моряков. Он учился со мной параллельно на режиссерском факультете, и мы дружили. Я поработал в Одессе 5 месяцев. Вначале с известным оператором Геннадием Корюком, потом с Говорухиным. Это был большой опыт.

Слава познакомил меня со своим лучшим другом Владимиром Высоцким. Высоцкий часто приезжал в Одессу и останавливался в гостинице, где мы жили. Называлась она «Куряж». Каждый вечер он приходил к Говорухину. Естественно, гитара, застолье, анекдоты, веселье… Володя был очень добрым человеком. Как-то он получил на студии гонорар и пригласил меня со Славой в ресторан. Собралось человек пятнадцать. Как сейчас помню, Высоцкий сел за старшего и повел стол. Причем, сам не пил.

Потом я уехал снимать игровую картину «Ставрополье золотое» в Ставрополь. Ее снимала Э. Савельева из «Мосфильма». В фильме принимали участие каскадеры – братья Майоровы. В какой-то вечер один из них сообщил: «Представляете, умер Владимир Высоцкий». Это была трагедия для всех.

А вы знаете, что Высоцкий, будучи в Осетии, влюбился в одну из наших танцовщиц. Причем сильно. Он даже сделал ей предложение руки и сердца, но она не согласилась.

– В кого, если не секрет?

– К сожалению, ее уже нет в живых. Она была красавица, танцевала в ансамбле «Алан».

– Вероятно, вместе с вашей супругой – народной артисткой Северной Осетии, легендарной Альбиной Баевой. Кстати говоря, как вы с ней познакомились?

– На съемках. У нас дочка, сын и два маленьких внука-близнеца. Альбина была звездой, и иногда я осознавал, что нахожусь на втором плане. Но она, как настоящая осетинка, никогда не давала повода мне так думать.

– Получается, вскоре после учебы вы возвратились в Осетию, где стали работать, женились?

– В 1969 году я решил приехать на родину. Хотя сейчас все стараются остаться в Москве в надежде найти хорошо оплачиваемую работу. Но я человек старого воспитания – для меня важно было вернуться. Тем более, в то время документальное кино в Осетии считалось очень сильным. Здесь, на Северо-Кавказской студии кинохроники работала бригады из Москвы, из Иркутска, было два фронтовых оператора, которые прошли всю войну с кинокамерой. Стал работать и я.

Нашу студию называли вторым Голливудом, потому что она была филиалом «Мосфильма». Только представьте, тогда в Осетии ежегодно снимали два игровых телевизионных фильма.

С коллегами по творческому цеху.
С коллегами по творческому цеху.

– Что значит игровых?

– Художественных. Снимали такие мэтры, как режиссер Ю. Чулюкин, В. Чеботарев, И. Шатров. Мирон Темиряев тогда приехал, окончив ВГИК. Грузины Николай Санишвили и Семен Долидзе тоже у нас снимали. Позже игровое кино стали снимать наши соотечественники Р. Гаспарянц, М. Немысский, А. Кайтуков…

– А вы на каком жанре специализировались?

– На документальном кино. Северо-Кавказская студия кинохроники считалась в России самой лучшей операторской школой. Наши операторы на российских конкурсах почти ежегодно получали первые призы. У нас была очень богатая документальная студия.

Тогда работа носила соревновательный характер. Мы часто соревновались с Короевым – кто больше снимет для Москвы, для «Советского спорта», для «Новостей дня» и т.д. Один год  он меня опережает по количеству и по качеству, другой год – я его. Так и трудились. Вначале я работал его ассистентом, а потом стал таким же оператором, как и он. Мы даже ездили в Испанию.

– Вы и весь Кавказ объездили…

Нам ничего не стоило поехать в Дагестан, Чечню и Ставрополье. Нашел тему, сел в машину и снимаешь. Это сейчас проблема большая. Сейчас денег нет и снимать тяжело. А тогда не было проблем. Когда я приехал после ВГИКа, мне было очень интересно ездить по республикам. Любил бывать в Дагестане. Снимал там много о спорте, сельском хозяйстве, рыболовстве. И в Чечне был во многих местах. Как вспомню Кезеной-ам – самое крупное высокогорное озеро на Северном Кавказе, на котором располагалась олимпийская база советской сборной по академической гребле. Великолепное местечко, конечно.

Кезеной-ам, Чеченская Республика
Кезеной-ам. Чеченская Республика.

– Это были специальные фильмы?

– Нет, тогда это называлось – киножурнал «Северный Кавказ». В каждом журнале обязательно должны были быть отдельные сюжеты о каждой из семи республик. Была такая установка. Или делали так: снимали специальный десятиминутный выпуск по какой-то одной теме. Сейчас его можно было бы смело назвать фильмом, потому что по сюжету он выглядел именно так.

Естественно мы работали и над кинофильмами. Но тогда их было немного, потому что  тематику отпускала Москва, и получалось всего 4-6 лент в год.

В 1986 году меня избрали председателем Союза кинематографистов. В этих стенах Дома кино я и начинал…

– В чем все-таки главная причина того, что расцвет кино в нашей республике вскоре перешел в постепенное угасание?

– В Советском Союзе кино было очень популярным. Потом после перестройки в хаосе проблем на него перестали обращать внимание. Не стало и денег. Вначале перестали снимать на телевидении игровое кино, потом в какой-то момент закрылась наша Северо-Кавказская студия кинохроники. Разбросанные по кусочкам республики Северного Кавказа захотели стать самостоятельными. Начался спад. Сейчас все более или менее восстанавливается.

– Вы искренне так считаете?

– Сегодня у нас в Осетии около шести независимых студий, что встречается довольно редко. Снимают хорошо, получают призы на фестивалях…

13 А вы над чем работали последнее время?

– Три года назад в 2008 году я снял фильм «Жить и побеждать» об ампутантах – людях с ограниченными возможностями, которые в свое время были чемпионами мира по футболу и до сих пор входят в состав сборной России. Эти люди всегда были в тени. Я поездил с ними, собрал материал и подготовил картину, которая получила Гран-при на VI международном фестивале спортивного кино, президентом которого является великая российская фигуристка Ирина Роднина.

До этого мой фильм «Ковер, которому нет конца» (1975) получил в Минске на Всесоюзном кинофестивале бронзу.

– Он тоже о спорте?

– О борьбе. На эту же тему два года спустя я снял фильм «Острые углы круглого ковра» (1977), также удостоенный бронзы в Литве, в городе Каунас. Еще у меня была картина о Сослане Андиеве под названием «Натиск».

Я дружил с его старшим братом Геной – известным спортсменом, тренером. К сожалению, он мало прожил. А также с братом Сергеем – тоже тренером, заслуженным мастером спорта.

Я следил за карьерой Сослана Андиева с самого ее начала. Поэтому снял картину сам как режиссер и как оператор.  Этот фильм снова взял в Риге на Всесоюзном кинофестивале бронзу. Так что я трехкратный бронзовый призер фестивалей.

Раз уж мы заговорили о спорте, как вы относитесь к блестящим современным достижениям осетинских спортсменов?

– Только с гордостью.

Сами когда-нибудь спортом занимались?

– Профессиональным спортсменом я никогда не был. Но играл в волейбол и баскетбол за сборную ВГИКа.

– Вячеслав Моратович, вы когда-нибудь жалели о выбранной профессии?

– Никогда. Но если бы я не стал кинооператором и режиссером, я, пожалуй, выбрал бы профессию архитектора. Мне это очень нравится. Я постоянно читаю журналы об архитектуре, дизайне. Когда бываю в других городах, люблю рассматривать красивые здания.

– Вообще путешествовать любите?

– Конечно, это же часть моего творчества.

– Помимо кино, чем еще увлекаетесь?

– Мое увлечение – это моя работа. Снимая разное кино, я одновременно перепробовал множество профессий. Даже в роддоме роды снимал! Поэтому, я всегда говорил и говорю, что профессия моя очень интересная. Мне есть, что вспомнить.

– И что вам все-таки ближе, быть оператором или режиссером?

– В душе я, прежде всего, кинооператор.

– С какими чувствами встречаете юбилей?

– С чувствами и надеждой на то, что кино в нашей республике возродится.

Праздновать будете?

– Сейчас пока нет. Пусть немного подрастут внуки.

Что бы вы сегодня пожелали Осетии?

– Спокойствия. Я сам вырос в семье, где после войны остались одни вдовы. Единственным мужчиной был я, маленький мальчик. К нам домой в Чиколу часто приезжало много гостей. Моя мама всегда готовила угощения, а когда ее звали к столу и протягивали бокал, произносила: «Желаю, чтобы вы никогда не испытали то, что испытала я. Мира вам и спокойствия». Вот и я сегодня желаю Осетии мира, взаимопонимания, доброты. К сожалению, мы стали терять свой менталитет, перестали уважать старших и к женщине относимся не так, как раньше. Мы разучились прощать.

Хочется, чтобы умы Осетии оставались в Осетии, у нас ведь очень талантливая и красивая молодежь. Надо всячески ее поддерживать и давать дорогу.

– Очень хочется, чтобы эти слова в скором времени оказались пророческими. Здоровья вам, Вячеслав Моратович, долгих лет жизни и еще многих творческих побед!

10
Главный наставник – Хазби КОРОЕВ и Вячеслав ГУЛУЕВ.

На кинофестивале во Владикавказе. Председатель союза кинематографистов благодарит известного польского кинорежиссера Кшиштофа ЗАНУССИ  за визит.

На кинофестивале во Владикавказе. Председатель союза кинематографистов благодарит известного польского кинорежиссера Кшиштофа ЗАНУССИ за визит.

С великими артистами - Георгием ЖЖЕНОВЫМ и Ириной СКОБЦЕВОЙ на кинофестивале во Владикавказе.

С великими артистами - Георгием ЖЖЕНОВЫМ и Ириной СКОБЦЕВОЙ на кинофестивале во Владикавказе.

На Северо-Кавказской студии кинохроники. Четвертый слева - народный артист СССР Евгений СИМОНОВ.

На Северо-Кавказской студии кинохроники. Второй справа - народный артист СССР Евгений СИМОНОВ.

Дом кино и те, кто его строил. г. Владикавказ.

Дом кино и те, кто его строил. г. Владикавказ.