Отец «Иристона»
// Заслуженному артисту России Махарбеку ПЛИЕВУ – 60 лет
– Как получилось, что я связал свою судьбу именно с танцами, с национальной хореографией? – мой собеседник на мгновение задумывается. Потом улыбается – и в его глазах вспыхивают по-мальчишески озорные, лукавые искорки.
– Честно говоря, его величество случай сюда тоже, наверное, к этому руку приложил. Когда я учился в школе, у нас в Гизели, в сельском клубе, только два кружка, где могла заниматься детвора, в те годы и было: народных танцев и струнных инструментов. И все. Я ходил и в тот, и в другой – вот и научился танцевать, а заодно – и музицировать на балалайке. А работай тогда вместо них в нашем селе, к примеру, крепкая футбольная или волейбольная секция – кто знает, может быть, пошел бы совсем по другой, спортивной, линии… Но это, конечно, шутка. Видимо, все-таки они действительно есть – какие-то «векторы судьбы», направляющие тебя по жизни и помогающие найти из множества дорог именно ту, которую принято называть красивым словом «призвание». И я сегодня благодарен им за то, что для меня таким призванием стал танец…
… Махарбек Плиев. Это имя вряд ли нужно дополнительно представлять читателям «СО». О нем, заслуженном артисте Российской Федерации, лауреате национальной премии «Душа России», «отце-основателе» и на протяжении вот уже 35 с лишним лет – бессменном худруке ансамбля народного танца СОГУ «Иристон», талантливом балетмейстере и педагоге-хореографе, воспитавшем для Осетии целое созвездие блистательных танцоров, наша газета писала не раз. И накануне его 60-летнего юбилея, с которым сегодня, 2 марта, будут тепло поздравлять Махарбека Солтановича его ученики, коллеги по сцене, поклонники его таланта, друзья и близкие, мы вновь не упустили случая пригласить известного на Северном Кавказе мастера национальной хореографии в редакционную гостиную «СО». Чтобы, от всей души присоединившись к этим поздравлениям, доверительно расспросить юбиляра: как все начиналось? Как увлеченность талантливого мальчишки из Гизели народными танцами переросла в творческую страсть и высокую одержимость, а потом стала его судьбой?
– Когда в 1972 году я окончил СОГУ, меня пригласили в Госансамбль «Алан». Проработал я в его составе около двух лет. Потом была армия – служба в Ростове-на-Дону. Там я тоже попал на сцену – в Краснознаменный ансамбль песни и пляски Северо-Кавказского военного округа, – рассказывает мой собеседник. – А отслужив и приехав домой, в Осетию, вернулся в родной Северо-Осетинский госуниверситет, где тогда было решено осуществить очень дерзкий и амбициозный по тем временам творческий проект: создать первый в республике студенческий ансамбль народного танца. Не просто хореографический кружок, а коллектив, не уступающий профессиональным… Так родился ансамбль «Иристон». Было, конечно, очень трудно начинать вот так, с чистого листа. Были скептики, откровенно сомневавшиеся в том, что у нас получится что-то серьезное. Тем более, что мне хотелось, чтобы у нашего ансамбля было свое, неповторимое, лицо, свой «фирменный» творческий почерк. Так мы начали, наряду с традиционными танцевальными номерами, работать над хореографическими постановками театрализованного, сюжетного, характера – тоже одни из первых в республике. А материал для них черпали и из осетинского фольклора и истории, и из нартского эпоса, и из хореографических сокровищниц других народов Северного Кавказа и России в целом…
… Сегодня ансамбль народного танца СОГУ «Иристон», гордо носящий звание «Заслуженный…», известен далеко за пределами родной Осетии. За три с лишним десятка лет своей творческой истории он исколесил едва ли не полмира. Удостоен множества наград на престижных российских и международных хореографических фестивалях. «Иристону» восторженно аплодировали в разные годы в США и Финляндии, Великобритании и Испании, на Балканах и в Южной Америке, в странах Восточной Европы и Ближнего Востока. Не единожды рукоплескали его танцорам и самые прославленные концертные залы Москвы…
– И знаете, осознание того, что мы – артисты университетского ансамбля, и меня самого, как худрука «Иристона», и моих ребят всегда окрыляло совершенно особой гордостью. И одновременно – поднимало на особую высоту внутреннюю планку нашей требовательности к себе, обязывало во всем и везде достойно «держать марку» родного вуза, – улыбается Махарбек Солтанович. – Я глубоко благодарен людям, которые все эти годы были верными друзьями и соратниками нашего коллектива, оказывая ему всемерную поддержку не только «по долгу службы», как ректоры СОГУ, но и по зову души, как патриоты культуры Осетии: и Ахсарбеку Хаджимурзаевичу Галазову, при котором создавался и поднимался ансамбль, и Ахурбеку Алихановичу Магометову, и Олегу Солтанбековичу Хацаеву, который, еще будучи проректором СОГУ, помог нам в организации очень интересного тура по США, а в прошлом году – в поездках на фестивали в Испанию и Португалию…
…А сколько всего выступлений дал за свою историю перед зрителями Советского Союза и зарубежья «Иристон» – уже, наверное, (как шутит его худрук) не подсчитает ни один компьютер. Вот хотя бы такая цифра: в свое время, в доперестроечные годы, был в этой истории период, когда ансамбль в течение целых восьми лет подряд вместе со столичными «звездами» «Москонцерта» участвовал в обслуживании интуристов, приезжавших летом на курорты Сочи. И за эти восемь лет он блеснул своим мастерством перед восхищенными гостями СССР из 92 стран мира, в общей сложности, в 860 концертах!
– А сколько поездили мы по Союзу, по заграницам… Конечно, очень много осталось от тех лет ярких воспоминаний. О победах на международных фольклорных фестивалях, об участии в XII Всемирном фестивале молодежи и студентов, о том, как горячо, по-братски, принимали нас в тех республиках бывшего Союза, которые теперь стали отдельными государствами и отгорожены от России пограничными шлагбаумами… – мысленно оглядывается на ту, ушедшую в прошлое эпоху Махарбек Плиев. – Тогда за «облико морале» советского артиста во время поездок за рубеж следили очень строго. Порой действительно доходило до ситуаций в стиле «это было бы смешно, если бы не было так грустно». Помните, как пел Высоцкий: «Перед выездом в загранку заполняешь кучу бланков»? Если выяснялось, что за рубежом у тебя есть кто-то из родни, – все, ты, как правило, становился «невыездным». Очень неохотно выпускали в эпоху «холодной войны» за границу и наших танцоров, учившихся на инязе, – особенно «англичан». Если после концерта на зарубежной сцене к тебе подошел человек из публики, поблагодарил, подарил букет цветов – тебя начинали мытарить: «А это кто? Ты его знаешь? Почему он из всех артистов выбрал именно тебя?..» Это, конечно, был маразм. Но, с другой стороны, была в те годы и самая искренняя, чистая гордость за то, что ты представляешь за рубежом искусство великой страны. Страны, которую уважают и с которой считаются…
И еще. Говорят, что учитель только тогда может быть по-настоящему счастлив, если он состоялся в своих учениках. В этом смысле я – бесконечно счастливый человек, потому что из «Иристона» вышла масса замечательных ребят. Кого-то из первых поколений танцоров, увы, уже нет – светлая им память. Кто-то связал свою судьбу с творчеством, со сценой, добившись больших успехов. Другие стали яркими профессионалами в науке, педагогике, бизнесе, на общественно-политической стезе… Заранее прошу меня простить, что нет никакой возможности упомянуть всех – но хотя бы несколько из этих имен не назвать просто не могу. Это Олег Томаев (именно он, кстати, придумал «Иристону» название) и Мадина Макоева – блистательные солисты нашего первого поколения. Это Людмила Хадарцева. Это Лариса Тебиева – ныне она кандидат юридических наук, преподает в СОГУ. Тамерлан Хабалов и Олег Бароев сейчас – успешные предприниматели, работают в Москве. Залина Мурашева руководит здесь, в Осетии, замечательным ансамблем народного танца «Арфан». Зарина Хубаева и Станислав Козаев – заслуженные артисты нашей республики, худруки известных всей Осетии танцевальных коллективов «Цард» и «Дети гор». Татьяна Черная – ведущая актриса и репетитор московского театра «Ромэн». Эдуард Галазов – бывший министр культуры РСО–А, ныне – декан факультета искусств СОГУ. Владимир Плиев – замминистра транспорта республики. Маргарита Гусова работает в АМС Владикавказа. Великолепно танцевали у нас Сослан Газданов – ныне тоже заслуженный артист РСО–А, Феликс Дзагуров, Алан Хутугов, Ася Цориева, Аня Беккер, Артур Кайтуков, Алла Моргоева, Тереза Бдайциева… Не могу не вспомнить здесь с огромной благодарностью и имена первых музыкантов ансамбля, настоящих профи: гармонистки Залины Каргаевой, доулиста Казбека Туккаева, Владимира Цопоева и Владимира Наниева.
… И в этом горячем монологе – тоже весь мой собеседник. Очень неохотно и скупо рассказывавший в этом предъюбилейном интервью о себе самом – и много, с жаром и страстью, о людях, которые все эти годы, плечом к плечу с ним, Махарбеком Плиевым, создавали славу ансамблю «Иристон». Ансамблю, который стал его любимым детищем, и куда танцоры первых поколений «Иристона», его ученики, сегодня приводят уже своих детей и внуков… А он в свои 60 лет полон новых творческих проектов и замыслов – и так же, как 35 лет назад, «фонтанирует» кипучей юношеской энергией и молодостью души. Улыбаясь: «Когда столько лет руководишь студенческим коллективом, по-другому просто нельзя»…
Е. ТОЛОКОННИКОВА,
газета «Северная Осетия», 2.03.2011