Грузия: реалии и мифы. Часть 2. Народ и власть
«Мое президентство станет правлением грузинского народа. Президент Грузии будет другом и близким человеком каждой семьи в стране. Я никогда и никого не оставлю в беде и ни одного гражданина никогда не позволю унизить».
Президент Грузии Михаил Саакашвили, 2003 год.
Второй элемент грузинского «чуда». Борьба с коррупцией и взяточничеством.
Бесспорно, это тяжкое заболевание губительно сказывается на экономике государства. Но в большей степени взяточничество и коррупция, словно метастазы, поражает общество и, в случае запущенности, ведет к деградации всей системы государственного управления и потери власти. Поэтому свержение в 2003 году Э.Шеварднадзе необходимо рассматривать как закономерный шаг новейшей истории Грузии.
Чрезвычайно важным фактором, обеспечившим победу М.Саакашвили в ходе «революции роз», обеспечил лозунг борьбы с коррупцией, обещание «революционеров» хирургическими методами победить эту раковую опухоль. Уровень этого бедствия в Грузии долгое время был одним из самых высоких на постсоветском пространстве. М.Саакашвили чутко уловил настроения масс, и именно по этой причине переворот был поддержан подавляющим большинством населения страны.
Новому руководству после прихода к власти нужно было срочно завоевать влияние и авторитет в народе, закрепить его доверие и поднять популярность «революционеров». И наиболее видимым шагом на этом пути могла бы стать победа в обуздании взяточничества и коррупции низового уровня. Поэтому М.Саакашвили именно с этого начал реформирование государства. Скажем справедливо, он не прогадал:
- была проведена тотальная чистка и сокращение на 20 процентов численности госаппарата всех уровней. Это позволило свести к минимуму взяточничество и сбор налогов. Если раньше за взятку чиновнику можно было откупиться от выплаты налогов, то теперь сумма взятки намного превышала налог. За счет этого удалось существенно поднять заработные платы в госсекторе, например, министру в 15-20 раз;
- были существенно урезаны, а зачастую, и ликвидированы права и властные полномочия чиновников государственного аппарата Грузии. Начиная с 2004 года, по обвинению во взятках и протекционизме были арестованы сотни чиновников, в числе которых мэры городов, губернаторы, министры, судьи. Примечательно, что все происходило публично и под объективами телекамер. При этом власти не особенно переживали по поводу «презумпции невиновности» задержанных и позволяли им не что иное, как откупаться от наказания;
- была проведена тотальная ревизия приватизации. Лица, нарушившие законы при получении в свою собственность некогда государственного имущества, выплачивали в казну деньги по реальной стоимости приватизированных объектов или расставались с собственностью;
- но первым шагом было реформирование ГАИ, остающееся и по сей день наиболее успешным мероприятием М.Саакашвили и заодно предметом жгучей зависти всех живущих на постсоветском пространстве. В один день автоинспекция, как одна из самых активных по емкости взяток государственных служб, была ликвидирована. В последующем была создана сравнительно малочисленная и эффективная дорожная полиция с высокими зарплатами. В настоящее время минимальное денежное содержание рядового сотрудника дорожной полиции составляет 650 долларов в месяц против прежних 30. Сотрудникам этой службы не выгодно брать взятки, опасаясь потерять работу и получить «черную метку» на право трудиться и получать пенсию;
- реформа МВД, жестко проведённая по аналогии с реформированием ГАИ. Сегодня полицейские участки с прозрачными стеклянными стенами и построенное в том же духе центральное здание министерства символизируют открытость и отсутствие коррумпированности в этой силовой структуре. И как бы ни наивен и условен был этот символизм, но полиция действительно быстро реагирует на вызовы населения. А главное, в стране на этом этапе развития реально побеждёны уличная преступность и организованный криминалитет. Если верить грузинским правоохранителям, воров в законе в стране не осталось, они либо отбывают сроки в тюрьмах (к слову будет сказать, что за последние шесть лет количество заключённых выросло с 5 до 20 тысяч), либо «трудятся» в России, Украине, Испании.
А теперь поговорим о мифах.
По утверждению известного в Грузии эксперта Г. Хухашвили, коррупция в стране значительно видоизменилась. Если в борьбе с низовыми явлениями удалось достичь довольно серьезных результатов, то на верхнем уровне изменений гораздо меньше.
Бюджет страны по-прежнему считается вожделенным объектом обогащения и многие из власть придержащих пытаются использовать его в качестве собственного кошелька. Примером тому может служить следствие по недавнему делу бывшего заместителя министра труда, здравоохранения и социальной защиты, использовавшего аукцион по приобретению лекарств в интересах победы своего друга.
Другим примером является выпуск весной 2008 года грузинских государственных еврооблигаций на общую сумму 500 миллионов долларов. Большая часть ценных бумаг была приобретена инвесторами из Великобритании (56 процентов), оффшорными инвесторами из США (13 процентов), остальные из Германии, Голландии, Австрии и скандинавских стран.
Продажа залоговых документов имеет широкую международную практику и направлена на укрепление бюджета за счет получения дополнительных инвестиционных средств. Вместе с тем с самого начала подготовки этого шага грузинское правительство заявило о том, что вырученные средства пойдут на финансовое обеспечение частных банков с целью активизации их деловой деятельности.
Многие экономические эксперты скептически отнеслись к этой мере. Бывший министр экономики страны, а ныне парламентарий Владимир (Ладо) Папава выразил озабоченность в связи с увеличением объема долговых обязательств государства. Особое внимание он обратил на отсутствие прозрачной системы контроля над освоением полученных от этого средств.
Так оно и оказалось. Лишь только под мощным давлением депутатов правительство было вынуждено предпринять попытки отчитаться об использовании полученных средств, из которых только около 136 миллионов долларов были признаны парламентариями более или менее оправданными. Дальнейшее развитие скандала жестко предотвратил лично М.Саакашвили, объявив государственной тайной этот вопрос.
Судьба остальных 450 миллионов долларов остается неизвестной… Так что говорить о полной ликвидации воровства и его укрывательства (то есть, коррупции), пока преждевременно. Просто это явление перешло в другое качество и на другой уровень. Так что проблема воровства и коррупции по-прежнему существует. Этот вывод подтверждают и свежие данные Freedom House: уровень коррупции в Грузии такой же, каким он был в 1999-2000 годах.
Примечательно, осенью 2010 года премьер Н. Гилаури заявил о намерении провести в будущем году новый выпуск облигаций на такую же сумму. Что же, аппетит приходит во время еды… Тем более накануне очередных президентских выборов в 2012 году, по итогам которых нынешняя власть стремится сохранить свое влияние.
Казалось бы, увеличение внешних заимствований и неуклонный рост ВВП последние шесть лет, на что любят ссылаться грузинские власти, неминуемо должен был привести к достижению высокого материального и социального уровня жизни населения. Ознакомишься с выступлениями представителей грузинских властей, и думаешь: уж в следующем году грузины точно будут жить «в шоколаде».
Не получается, однако. Средняя заработная плата по итогам первой половины 2010 года не превышает 350 долларов, пенсия – 50 долларов, а пособие беженцу составляет 15 долларов в месяц. В то же время грузинские экономисты, причем независимые, вполне обоснованно заявляют о том, что к показателю средней заработной платы нужно подходить внимательно и осторожно.
Во-первых, 20 процентов трудоспособного населения Грузии официально зарегистрированы как безработные. Это признает и сам М.Саакашвили. При этом официальные статисты не хотят причислять к безработным тех, кто занят надомным трудом. Это мелкие товаропроизводители, лавочники, сельские жители. По сведениям того же Э.Шеварднадзе, которого нельзя упрекнуть в чрезмерной лояльности к оппозиции, это еще 20 процентов тех, кто хочет и в состоянии работать.
Таким образом, примерно 40 процентов населения Грузии фактически остаются без работы и вынуждены как-то перебиваться.
Задаемся вопросом: откуда взят показатель в 350 долларов? Быть может «вклад» в эту цифру вносят министры, месячный оклад которых колеблется в пределах 3-4 тысяч долларов? Или депутатов? Но их официальная заработная плата не превышает 150 долларов. Или учитываются доходы деловых кругов? Нет, пожалуй.
Денежное содержание рядового грузинского полицейского составляет не менее 650 долларов. По званию и должности далее – по нарастающей. Расходы на полицию в 2009 году составили 9 процентов госбюджетных средств. Должностные оклады в армии такие же, как и в полиции. К этим структурам можно отнести и силы внутренней безопасности, непосредственно обеспечивающие охрану режима, слежение за не угодными и локализацию их деятельности. Эту категорию лиц нельзя обижать.
Кстати, не обошли стороной реформы и в армии. За четыре года правления М.Саакашвили из вооруженных сил был уволен практически весь командный и технический состав, в свое время обучавшийся в высших и других советских военных заведениях. На смену им пришли офицеры-выпускники американских и европейских военных курсов и учебных центров. Их профессиональная подготовка наиболее ярко проявилась в ходе войны против Южной Осетии в августе 2008 года…
Даже с учетом того, что общая численность силовых структур Грузии составляет 40-50 тысяч человек, затраты по поддержанию их лояльности правительству в нищей стране фантастически огромны. В настоящее время служба в армии, полиции и силах безопасности считается высоко престижной. Элиту общества в стране составляют не ученые или медики, не деятели культуры или образования, а именно полицейские и военные.
Довольно значительную часть покинувших Грузию граждан составляли представители именно научной, культурной, просветительской и деловой элиты страны. В условиях постоянных потрясений и отсутствия перспектив приложения своих знаний, умений и опыта этот слой грузинского общества был вынужден осесть на чужбине, приспосабливаться к чуждым законам и традициям других государств и народов в поисках приложения труда. Для многих из них фарс обернулся трагедией, и трудно рассчитывать на то, что они когда-нибудь вернутся назад.
Сейчас президент Грузии фактически обладает неограниченной властью. Конституционное большинство в парламенте контролирует верная президенту партия «Единое национальное движение». Оппозиция в виде многочисленных мелких партий не представляет реальной угрозы М.Саакашвили. Противники этой власти в первую очередь преследуют узкие партийные интересы, враждуют между собой, не имеют четких политических программ и, по сути, не пользуются поддержкой населения, проживающего за пределами столицы и других крупных городов страны. Разрозненная оппозиция едина в одной цели – своему приходу к власти.
М.Саакашвили готовит «новую реформу» в преддверии окончания в 2013 году второго срока своего президентства, по окончании которого в соответствии с конституцией он не имеет права баллотироваться на высший пост государства. Для того чтобы остаться во власти, его команда подготовила поправки в Основной закон, по которым полномочия президента в 2013 году должны перейти частично к парламенту и главе правительства с широкими полномочиями. Сам же М.Саакашвили рассчитывает к этому времени занять должность премьер-министра.
Можно не ошибаясь сказать, что нынешняя власть контролирует практически все государственные институты и сферы жизни грузинского общества. Судебная система при М.Саакашвили реформирована в интересах обеспечения внутриполитической стабильности. Суды низшей и средней инстанций, нужно признать, обеспечивают права простых граждан в беспристрастном рассмотрении административных и уголовных дел. Но в делах по нарушению политической свободы или лояльности власти, любой суд всегда будет на стороне государства.
Противники М.Саакашвили утверждают, что грузинские тюрьмы сегодня переполнены политическими заключенными. Официальных данных о количестве осужденных за эту деятельность нет. Но с учетом сурового законодательства Грузии об уголовной ответственности за антигосударственную деятельность, утверждения оппозиции не лишены оснований.
Инакомыслие в Грузии находится под строжайшим запретом. Практически все средства массовой информации в стране подконтрольны власти или находятся под плотным наблюдением специальных служб. Критика, звучащая с экрана телевизоров и печатных страниц, строго дозирована по направлениям и качеству. Запрещено выступать против проводимой М.Саакашвили внешней политики с Россией, с альтернативными предложениями по урегулированию территориальных проблем, проявлением открытого недовольства материально-социального положения народа и других важных вопросов.
Исходя только из выше перечисленных итогов осуществленных социальных «достижений», можно вполне оправданно назвать нынешнее государственное устройство Грузии режимом. К сожалению, одной из идеологических составляющих его основы является открытая ненависть к руководству России, вполне закономерно трансформировавшаяся в откровенную русофобию.
Примечательно, что со времен З.Гамсахурдия патологическая враждебность грузинской элиты в отношении России значительно возросла, а при М.Саакашвили приняла наиболее изощренные и циничные формы. Создается впечатление, что приближенные к президенту политики соревнуются в поиске новых обвинений в адрес бывшего СССР и России. Любимыми «фишками» самого М.Саакашвили являются шпиономания, угроза агрессии и имперская политика Москвы.
Идеологи этого режима делают все для того, чтобы вытравить из памяти старших поколений грузинского общества целых пластов истории Грузии, воспитать молодежь равнодушной к достижениям своих предков, привить молодому поколению устойчивое чувство недоверия и неприязни к россиянам. Кампания по перекраиванию истории осуществляется на государственном уровне и является сутью политики режима.
В школьных учебниках по истории грузинским детям навязывается убеждение, что вся 500-летняя история отношений Грузии и России – не что иное, как многовековое порабощение северными варварами маленького и свободолюбивого народа. Разработчики современных учебников стремятся привить школьникам убежденность в том, что новейшая история Грузии – это сплошные репрессии и подавление национального самосознания грузинского народа, а героические периоды истории страны связывают с противостоянием «российскому и советскому колониализму».
М.Саакашвили в целом одобрил идею, предложенную в 2010 году докторантом факультета политических наук Кентского университета (США) Василом Рухадзе, о создании специальной государственной комиссии для формирования «коллективной памяти против российской агрессии». Новый орган в составе грузинских политических аналитиков, историков, социологов, психологов и других специалистов должны «установить историческую правду на основе детализации преступлений, совершенных царской и советской Россией с 1801 года»…
Материалы и выводы комиссии «о российской оккупации» предлагается включить в новые учебники истории для учащихся школ и высших учебных заведений. Предусматривается также программа увековечивания памяти погибших граждан при царизме и советской власти, созданию творческой интеллигенцией литературных и кинопроизведений, «с исторической точностью передающих трагедию российской оккупации на протяжении двух веков».
В Тбилиси в мае 2006 года уже открыт музей советской оккупации (1921-1991 гг.), ставший частью грузинского Национального музея. В нем нет ничего, что указывало бы массовое самопожертвование, мужество и героизм в совместной с Россией защите своего Отечества.
О героизме этого народа следует говорить отдельно. Летопись России и Советского Союза чрезвычайно богата доблестными делами, совершенными представителями грузинского народа. Достаточно только сказать, что на войну с фашизмом Грузия направила более 700 тысяч своих отцов, сынов и дочерей. То есть каждого пятого жителя республики. Из них около 250 тысяч не вернулись с фронта.
Современные историки умалчивают о 137 представителях Грузии, которые стали Героями Советского Союза. Вряд ли многие из молодого поколения грузин знают сейчас имя полкового разведчика Мелитона Кантарии, в числе других водрузившего Знамя Победы над поверженным рейхстагом в 1945 году. Так же, как и не знают, что более 240 тысяч грузин были награждены орденами и медалями за ратные и трудовые подвиги в Отечественной войне.
Только варваром можно назвать власть, принявшую решение по уничтожению на территории Грузии всех памятников павших советских воинов. «Демонтаж», как назвали его чиновники, осуществлялся по личному распоряжению главы государства и начался с подрыва в декабре 2009 года Мемориала победителям фашизма в Кутаиси. А уже в январе следующего года в Аджарии был снесен обелиск в честь павших воинов. Примерно такая же судьба постигла многие памятные места в других районах страны.
Уничтожение памятников в Грузии происходило, несмотря на массовые протесты и выступления населения, а также проекта резолюции Генеральной Ассамблеи ООН об осуждении разрушения и осквернения памятников борцам с фашизмом и прославлении нацизма, принятого по инициативе России накануне кампании «демонтажа». Примечательно, что США проголосовали против этого проекта.
…Вот такие реалии социальных преобразований нынешнего режима Грузии. Их только мизерная часть в этом материале, только тонкий срез. Реформы в силовых структурах положительны в действительности были необходимы. Но их целью было создание и укрепление авторитарного режима. Реформирование проводилось по-сталински жестко и бескомпромиссно. С другой стороны, простое население Грузии практически ничего не получило от преобразований: уровень жизни остался фактически прежним.
Режим М.Саакашвили, полностью спонсируемый из-за рубежа, в основу своей политики положил враждебное отношение к России, которая пять веков назад положила начало созданию независимого грузинского государства. О том, есть ли сейчас предпосылки преодоления вражды, поговорим в следующем разделе.
Ю.ВЕСЕЛОВ,
сайт «Российский миротворец», 14.02.2011