Результат не за голами
Футбольные клубы Северного Кавказа взяли на вооружение законы шоу-бизнеса: если не знаешь, как привлечь внимание, пригласи иностранную звезду с громким именем. Не хватает на современных? Не беда: в мире всегда найдется безработный герой из 80-х или 90-х годов. Главное — чтобы имя звучало
Чемпион Европы-88 голландец Рууд Гуллит вряд ли припомнит, где и когда его последний раз так принимали. Личный самолет, толпы болельщиков, национальные пляски и дороги, заклеенные плакатами «Ruud, welcome to Grozny». Помпезную церемонию чуть было не омрачили суровые будни: накануне презентации голландца в Грозном прогремели два взрыва. Отменять поездку Гуллита не стали, но программу визита подкорректировали: в запланированной экскурсии по городу помимо футбольной академии и нового стадиона появился еще один пункт. «Рууд Гуллит вместе с Рамзаном Ахматовичем поехали на место одного из взрывов,— рассказывает «Огоньку» министр спорта Чечни Хайдар Алханов.— Так там и не теракт вовсе был! Так, в одном бутике баллончик с газом взорвался, и все. Даже стекла не вылетели».
Сильный ход
В российском футболе существует довольно-таки жесткая градация. Есть большие московские клубы, питерский «Зенит» и примкнувший к ним в последнее время казанский «Рубин» — они борются за еврокубки, медали, очки, сильных игроков и прочие соответствующие их величию атрибуты. Есть провинциальные команды, бюджеты которых верстаются кое-как и чье будущее туманно: захочет губернатор или поможет премьер-министр — будет команда. Отвернутся все — значит, не суждено. И есть в премьер-лиге совершенно отдельная каста, которая существует по собственным законам. В ней состоят кавказские клубы, которые через футбол показывают стране, что в регионе все спокойно, даже играть можно. И в этом их главная, кочующая из сезона в сезон миссия.
Крупные клубы уже давно забыли, что такое многомиллионная покупка футбольных пенсионеров — это дорого и немодно. У мелких клубов на это просто нет денег. А кавказские команды в этом году, видимо, прорвало: сразу два клуба, «Терек» и «Анжи», вооружившись новыми спонсорами, решили вспомнить затерявшуюся где-то на рубеже веков российскую привычку приглашать статусных, но уже отыгравших свое звезд. Через неделю после того, как грозненский «Терек» представил публике своего нового главного тренера Рууда Гуллита, махачкалинский «Анжи» подписал контракт с чемпионом мира-2002 бразильским защитником Роберто Карлосом.
В чисто спортивном плане оба проекта выглядят полнейшей утопией. Звездный в прошлом игрок Рууд Гуллит, забивший в памятном финале-88 Ринату Дасаеву, оказался никудышным тренером. А 37-летний Роберто Карлос собирался было доигрывать свой футбольный век в родной Бразилии, когда вдруг получил удивительно выгодное предложение из России. Но даже если вдруг у них не получится на поле, пробел будет с лихвой компенсирован пиар-эффектом. Сразу после подписания новичков в Чечню и Дагестан ринулись иностранные журналисты.
«Самым лучшим пиар-ходом стало бы открытие цепочки детских футбольных школ на территории Дагестана и Чечни: тогда была бы реальная польза. А просто так на ровно месте приглашать звезд из прошлого — это, извините, понты. И выстрел вообще в никуда»,— говорит «Огоньку» генеральный секретарь Профсоюза футболистов и тренеров России Николай Грамматиков.
Сборная Бразилии и цветной телевизор
Через несколько дней после того, как российская заявка выиграла право принять чемпионат мира-2018, Рамзан Кадыров публично попросил отдать пару матчей на откуп Кавказскому региону в целом и Чечне в частности. Но идею забраковал полпред президента РФ на Северном Кавказе Александр Хлопонин: по его словам, при выборе городов определяющее значение имеет вопрос безопасности, а на данный момент «эта тема в регионе не закрыта». И рисковать своим имиджем Россия не будет.
В послании Хлопонина южные регионы увидели луч надежды: пусть на данный момент тема и не закрыта, но до 2018 года еще столько времени, что закрыть можно какой угодно вопрос. Приглашение звездных футболистов прошлого стало ключом к решению этой проблемы. «Если к нам Гуллит приезжает, значит, у нас нормально, стабильно,— объясняет Хайдар Алханов выбор в пользу голландского тренера.— Почему мы должны стесняться или не хотеть приглашать именитых людей? В своем доме каждому хочется видеть уважаемого гостя, это престижно и для нас, и для России».
Алханов рассказывает «Огоньку», что решение по Гуллиту принимал лично Рамзан Кадыров: глава Чечни следил за Гуллитом-футболистом и знал, что голландец работал в серьезных клубах Европы и Америки. Не понятно только, было ли известно в Чечне, чем заканчивались эти тренерские начинания. В Британии, например, считают, что голландец развалил талантливый «Ньюкасл», а американские футболисты «Лос-Анджелес Гэлекси» до сих пор рассказывают о том, каким надменным был тренер Гуллит. Репутация человека с тяжелым характером сыграла с голландцем злую шутку: после того как в 2008 году его попросили с поста тренера «Лос-Анджелес Гэлекси», приглашать его к себе не осмеливался никто. Последние два года Гуллит колесил в качестве лица заявки Бельгии и Нидерландов на проведение ЧМ-2018 по разным странам и раз в год заезжал в Москву на «Кубок легенд» — двухдневный коммерческий футбольный турнир для тех, кто закончил с большим футболом, но до сих пор в это не верит. В конце прошлого года проект с чемпионатом мира благополучно провалился, и Гуллит остался вообще без постоянной работы.
В «Тереке» о Гуллите сначала тоже особо не думали. В конце прошлого года контракт с клубом подписал испанец Виктор Муньос, но после первых же дней сборов ушел в отказ: сослался на то, что не сразу понял суть контракта, а потому работать больше на Чечню не согласен. Зато Гуллит был открыт для предложений. По словам Алханова, с момента первого звонка голландцу и до окончательного решения по контракту прошло менее суток — результат, достойный включения в какую-нибудь книгу рекордов.
Правила игры голландец понял быстро. Во время недавнего визита в Грозный он с удовольствием хлопал в ритм лезгинке, обещал выучить азы этого танца (его предшественник Вячеслав Грозный так и вовсе танцевал лезгинку перед трибунами после удачного матча) и восхищался отстроенным после войны городом. Алханов рассказывает, что голландцу показали фотографии бомбежки времен второй чеченской кампании, а потом провезли по центральным улицам. «Он был просто шокирован,— с удовольствием вспоминает чеченский министр.— Все говорил: представляю, как вам было тяжело все это восстанавливать. И как такой молодой человек (Рамзан Кадыров.— «О») со всем справился?» Но у Гуллита все равно спросили, не боится ли он работать в Чечне. Голландец твердо ответил, что, мол, он закаленный и работал в куда более опасных местах. В качестве примера он привел суданский регион Дарфур, где «люди живут на помойках». А Рамзан Кадыров вообще удивился, как можно задавать мужчине вопрос с подобной формулировкой. «Это задевает мужчину»,— объяснил глава Чечни.
Чтобы показать, что спокойствие региона — это не просто красивые слова, в Чечне продумали ряд ходов. Так, «Терек», который раньше тренировался в соседнем Кисловодске, а в Грозный приезжал лишь на матчи, теперь переедет в чеченскую столицу на ПМЖ. А в начале марта в Грозном пройдет товарищеский матч между сборной Рамзана Кадырова и сборной Бразилии образца 2002 года. Болельщикам пообещали, что помимо поселившегося по соседству Роберто Карлоса на футбольный корпоратив заглянут и Роналдо, и Роналдиньо, и даже, вероятно, Кака. Во сколько это обойдется клубу, никто не говорит. Но несколько лет назад примерно такой матч — только против звезд «Барселоны» — собирался провести узбекский «Бунедкор», и в испанской прессе писали, что это удовольствие стоит около 5 млн евро. Впрочем, финансовые проблемы в клубе наступили раньше, чем долгожданный матч, и игра не состоялась.
В отличие от «Бунедкора», в грозненском «Тереке» проблем с финансированием возникнуть не должно. Мало того, что футбол является любимой страстью Рамзана Кадырова, так еще и в это межсезонье в клубе появился новый могучий спонсор — бизнесмен Булат Чагаев, зять последнего лидера советской Чечни Доку Завгаева. Болельщикам «Терека» он известен не понаслышке: помогать клубу Чагаев стал еще в начале 90-х и в первый же год сотрудничества устроил промоакцию — дарил цветной телевизор лучшему футболисту каждой из команд. В Грозном ходит такая история: один из футболистов «Сокола», ставший лучшим после очередной игры, долго не мог понять, что от него хотят, и был уверен, что просят просто перенести ящик. Когда узнал, что это телевизор в подарок, то очень обрадовался.
Махачкала — это там, где играет Карлос
Рассуждая о развитии футбола на Кавказе, Александр Хлопонин заявил, что в ближайшем будущем все сильнейшие кавказские клубы будут играть в премьер-лиге. По словам собеседника «Огонька», пожелавшего остаться неизвестным, Хлопонин как системный человек сразу после назначения понял, что футбол — чуть ли не единственная вещь, благодаря которой Северо-Кавказский регион может быстро заработать положительную репутацию. К тому же если найти правильных спонсоров, то можно будет существенно облегчить региональный бюджет — затраты на содержание профессиональных команд в той же Махачкале или Нальчике составляют примерно по 20 млн долларов в год. Правильных спонсоров стали искать среди представителей крупного бизнеса, выходцев с Кавказа. Главным событием межсезонья стала покупка «Анжи» родившимся в Дербенте миллиардером Сулейманом Керимовым, занявшим, согласно недавнему отчету журнала «Финанс», седьмое место в списке самых богатых людей России.
Сулейман Керимов, спонсирующий сборную России по вольной борьбе, уже давно собирался взять на поруки «Анжи». Сделка могла состояться еще в 2009 году, но тогда у Керимова возникли разногласия с руководством республики, во главе которой тогда стоял Муху Алиев. По одной из версий, в Дагестане боялись политического усиления Керимова. По другой версии, стороны просто не сошлись по деньгам: бесплатно отдавать «Анжи», пусть у клуба и были долги, в республике не хотели. Собеседник «Огонька», близкий к Сулейману Керимову, уверен: нынешняя перемена отношений напрямую связана с переменами в руководстве Дагестана — в февраля 2010-го в республике состоялись президентские выборы, на которых победил Магомедсалам Магомедов. Кроме того, для самого Сулеймана Керимова в проекте «Анжи» важна серьезная имиджевая подоплека. «Учитывая кавказский менталитет, можно смело сказать, что тот, кто даст Кавказу зрелище, тот же футбол, завоюет его сердце»,— объясняет собеседник «Огонька».
Как и Рамзан Кадыров, Сулейман Керимов тоже решил сделать ставку на звезду с громким именем: на прошлой неделе «Анжи» официально объявил о подписании контракта с экс-футболистом мадридского «Реала» бразильским защитником Роберто Карлосом. По информации бразильской прессы, сумма контракта может составлять 4-5 млн евро в год — такие деньги даже в Европе получают немногие. Никак иначе заманить Карлоса в Россию не получилось бы, говорит Николай Грамматиков: даже российские игроки неохотно переходят в кавказские клубы, требуя увеличения контракта на 30 процентов из-за особенностей региона. А теперь само наличие Роберто Карлоса в команде будет серьезным стимулом для футболистов, говорят «Огоньку» представители интернет-портала «Кавказский узел»: если раньше иностранцы об этом регионе и слыхом не слыхивали, то теперь все знают — Махачкала это там, где играет Роберто Карлос.
В самом клубе уверены, что поступили правильно. «Мы, наконец, прекратим ставить задачу выживания в премьер-лиге: Керимов не тот человек, чтобы думать о выживании,— рассказывает «Огоньку» вице-президент «Анжи» Будун Будунов.— Приход Роберто Карлоса поможет нам и в социальном плане. Нам нужно забрать детей с улицы, отучить их от наркотиков, а сделать это можно только с помощью спорта».
Будунов надеется, что с помощью Керимова и Карлоса в республике удастся воссоздать ту атмосферу боления, которая была в Дагестане раньше. «В 1999 году, пока мы боролись за выход в высшую лигу, у нас дома была война. Тогда люди из окопов нам письма поддержки писали и спрашивали, что, мол, и как. Вот тогда мы чувствовали, что играем для народа»,— говорит вице-президент «Анжи». Сейчас все иначе: стадион редко бывает полон, а болельщики чаще проявляют себя не с самой лучшей стороны. С приходом Керимова все должно измениться. По предварительным прогнозам, он построит новый стадион на 42 тысячи человек и откроет сеть детских школ по всему Дагестану.
Что касается двух других кавказских команд — «Спартака» из Нальчика и владикавказской «Алании»,— то они пока не поддаются всеобщей эйфории. «У них просто таких амбиций нет»,— говорят собеседники «Огонька». Тот же Нальчик все свои лучшие результаты буквально выстрадал: тренер Юрий Красножан собирал малоизвестных футболистов и лепил из них команду. Нальчик, конечно, и мечтать не мог об еврокубках, но при этом, обладая самым скромным бюджетом в лиге, всякий раз умудрялся в ней оставаться.
Владикавказская «Алания» тоже сознательно выбрала для себя путь, отличающийся от «Терека» и «Анжи», подчеркивает Николай Грамматиков. Во Владикавказ вернулся Валерий Газзаев, который привел «Аланию» к единственному российскому чемпионству, и теперь собирается выращивать там молодых футболистов. В прошлом году «Алания» вылетела в первый дивизион, но вопрос возвращения в элиту — максимум на год-два.
«Газзаев выбрал правильную стратегию. У нас катастрофическая ситуация с молодыми игроками, и он понимает, что таким образом убивает двух зайцев: во-первых, в 2018 году именно его воспитанники смогут попасть на чемпионат мира, во-вторых, их можно будет выгодно продать — российские футболисты сейчас на вес золота. Это вам не потухших звезд приглашать»,— отмечает Грамматиков.
Александр БЕЛЯЕВ,
журнал «Огонёк», 21.02.2011