Осетия Квайса



Посол доброй воли Игорь ТОГУЗAEВ

C6-0_sОн рисует в теплых цветах, его работы очень светлые, теплые и окрашены мягким ностальгическим лиризмом. Его зовут Игорь Тогузaeв, осетин, несколько лет назад приехавший из Санкт-Петербурга вместе с женой.

«Мы познакомились с Сашей в Петербурге. Я работал, учился там, и вот познакомились и потом приехали сюда», – вспоминает Игорь.

Сегодня его персональная выставка в Брюсселе, в известной галерее «Гурманд». Попасть в эту галерею не очень-то просто, надо годами ждать. Можно сказать, что это мечта многих бельгийских, да и не только бельгийских, художников. А вот Игорю повезло.

«Они нам позвонили, чтобы здесь выставиться. Здесь очень много людей, которые хотят выставиться. И сейчас они нам позвонили и сказали, что дают нам два месяца. Это вообще уникально – два месяца, потому что в основном они дают месяц максимум», – говорит Игорь.

В работах Тогузаева в основном осетинская тематика, родные горы, одетые кавказской осенью в зеленовато-золотые тона. Посетители долго рассматривают полотна Тогузаева, ахают, охают от удовольствия и обсуждают каждую деталь. В галерее в основном знатоки живописи.

«На самом деле, когда я увидела работы Игоря, я была поражена. В его работах – кавказский шарм и эмоции своего народа. Можно сказать, что Игорь своего рода посол доброй воли», – говорит Мари Стенбок, искусствовед.

Надо сказать, что Игорь Тогузаев недавно победил в Бельгийском национальном конкурсе живописи и был признан лучшим художником 2010 года.

«Эта академия высылает пригласительные художникам. Я не знаю, видимо, они ищут, кто выставляется, кто работает, потому что мы стараемся и во Франции и в Бельгии. И они выслали нам пригласительные выставиться в этой академии, на Национальном конкурсе академии. И мы не знали, что там вообще будет, мы привезли три картины и уехали. Нас никто не знал. Ничего. Этот конкурс проводится раз в год в Бельгии среди художников местных. И мы уехали, две недели ждали результата. Когда результаты прошли, мы приехали, я для смелости, можно сказать, выпил, думаю, все-таки они по пять лет там, были люди, которые просто ждут этого диплома годами. Ну, мы приехали. Я смотрю один приз кому-то, второй, третий, пятый, десятый… Думаю, ну что-то они ничего не говорят про меня. Думаю, надо еще выпить вина и домой. Но потом они говорят – вот первый приз Национального конкурса Бельгии, академии, мы отдаем Игорю, и жена даже заплакала», – вспоминает Игорь и добавляет, что в ближайшем будущем сделает персональную выставку в Париже. Приглашение он уже получил.

«Нам предложили выставляться в Париже. Просто есть коллекционер, который в основном покупал всегда старых художников. Француз. И сейчас он начал покупать впервые мои работы. Предложили нам сейчас работать во Франции, в Париже».

Художник и его супруга живут на бельгийско-французской границе, он сажает огород, работает преподавателем и даже выращивает вино.

«В нашей деревушке живет 80 человек. И вот так получилось, что мы нашли свое пристанище, свой дом вот именно в этой маленькой деревне во Франции. Мы купили домик-руины, там ничего не было. Дому 450 лет. Были четыре стены, ни крыши, ничего. Мы его реставрировали, и потом мэр приходит и говорит: знаете, Игорь, мы посоветовались в мэрии, и хотим вам дать лес, земельный участок, который вам, может, поможет. Они дали. Я все бензопилой срезал. Летом, после работы, я сажаю помидоры, огурцы, посадил виноградники, будет у меня вино. В этом году было, но мало, в этом году уже будет очень много вина. Соседи говорят, мы здесь родились, нам по шестьдесят лет, но мы не додумались вино здесь делать».

Георгий НЕРАДЗЕ, Брюссель,
«Эхо Кавказа», 9.02.2011