Осетинка, норвежка, исландка?
//В Рейкьявике рассмотрят вопрос о предоставлении гражданства самой известной беженке с Кавказа
«Норвежка года» кавказского происхождения Мария Амелия, высланная 24 января из Страны фиордов в Москву, может получить гражданство Исландии. Об этом объявил депутат альтинга (парламента самого северного европейского государства) Арни Йонсен. Его инициативу уже поддержали коллеги-законодатели. Норвежские СМИ между тем развернули кампанию по «разоблачению» нелегальной беженки, ставшей в стране пребывания писательницей.
Депутат альтинга от крупнейшей в Исландии политической силы – Партии независимости Арни Йонсен обосновал свою позицию довольно просто. «Мы знаем норвежцев как сердечных людей, но с Марией Амелией они обошлись плохо. Поэтому мы хотим ей помочь. Исландия и прежде предоставляла свое гражданство людям, нуждавшимся в защите, так что это будет продолжением старой традиции», – заявил он в интервью норвежской газете Dagbladet. Альтинг должен рассмотреть эту инициативу в течение двух-трех ближайших недель.
Последней преследуемой знаменитостью, получившей исландское гражданство, стал в 2004 году шахматист Роберт Фишер. На закате своей жизни он находился в конфликте с американскими властями, обвиняя Вашингтон, в частности, в организации терактов 11 сентября 2001 году ради развязывания охоты на мусульман по всему миру. США вынудили Японию, где он тогда находился, задержать его. В Токио отказались предоставить скандальному гроссмейстеру политическое убежище, но руку помощи протянул Рейкьявик, где Фишер выиграл «матч века» за звание чемпиона мира у Бориса Спасского в 1972 году…
После высылки в Москву 25-летней девушки из Северной Осетии норвежские власти раскрыли ее настоящее имя – Мадина Саламова. В Осло, как ранее в Хельсинки, сочли историю о преследованиях семьи беженцев с Кавказа неубедительной, и родители Мадины с дочкой годами жили на нелегальном положении. «НИ» уже писали о том, что девушку не сломила эта критическая ситуация. Не имея документов и легальных средств к существованию, она сумела получить высшее образование (по специальности инженер-технолог), а осенью прошлого года прославилась на всю страну, выпустив автобиографическую книгу «Незаконная норвежка». Наградой стало присуждение ей популярным еженедельником Ny Tid звания «Норвежца года». Но в итоге ее задержал наряд полиции. После недельного содержания в пересыльном лагере нелегальную беженку выслали в Москву. С Мадиной в Россию отправился ее бойфренд Эйвинд Тредаль. По словам девушки, российские иммиграционные власти встретили ее доброжелательно, и сейчас она занимается сбором документов, чтобы иметь возможность уже легально вернуться в Норвегию. Живет она на тайной квартире в российской столице (многие «московские» норвежцы перед вылетом предлагали ей остановиться у себя).
Между тем норвежские СМИ расшифровали для своих читателей, в чем заключались «преследования», о которых расплывчато рассказывала девушка в многочисленных интервью. Отец Мадины Саламовой был крупным бизнесменом во Владикавказе, владел мебельной фабрикой, рестораном и занимался водочным бизнесом, на котором и погорел. Милиция, обнаружив несоответствия в документах, задержала целый эшелон цистерн со спиртом, который Саламов отправлял в Сибирь. В результате конфискации груза предприниматель задолжал миллионы неизвестным инвесторам. Семья бежала в Москву, надеясь на влиятельных родственников (в частности, как утверждают норвежские журналисты, родная тетка Мадины Саламовой – жена последнего министра обороны СССР маршала Шапошникова). Но не получив никакой поддержки, Саламовы отправились в дальнейшие странствия, закончившиеся в Норвегии.
Хотя Норвегия узнала о том, что «политические» преследования семьи Саламовых оказались обычными полукриминальными разборками, поддержка Марии Амелии от этого не уменьшилась. Ведь она попала за границу ребенком и невольно оказалась заложницей ситуации. Но сторонники жесткой линии в отношении иммиграции называют исландскую инициативу популизмом.
АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ, Стокгольм
«Новые известия», 1.02.2011