Художник Дмитрий ТЕДЕЕВ: «В Осетии идеи витают в воздухе»
Когда-то более полувека назад Пабло Пикассо признался: «Живопись – профессия слепых. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует». И был прав. Потому что настоящее искусство рождается, прежде всего, в сердце, а потом уже выплескивается на холст. «Я, например, не думаю, когда творю, – соглашается с золотыми словами великого мэтра талантливый художник из Осетии Дмитрий ТЕДЕЕВ. – Все происходит само собой. И мне это нравится».
Уроженец Цхинвала Дмитрий Тедеев сделал свои первые серьезные рисунки, когда ему было пять лет. С тех пор живопись стала его любимым занятием, а вскоре и профессией. Сегодня Дмитрий, отметивший недавно свое тридцатипятилетие, живет и работает в Москве. Принимает участие в выставках, в том числе и совместных со своей супругой – замечательной художницей Теей Келехсаевой, с которой познакомился еще во время учебы во Владикавказе.
Летом этого года семейный творческий дуэт представил свои работы ценителям изобразительного искусства Бельгии. Выставка имела серьезный успех.
Корреспондент сайта «Осетия-Квайса» Марина КАДИЕВА расспросила о жизни и творчестве Дмитрия ТЕДЕЕВА, который недавно вернулся из Цхинвала в Москву.
– Какова цель вашего приезда в Цхинвал? Неужели будете выставляться на родине?
– Я был в Южной Осетии по семейным обстоятельствам. Приехал к родителям, к бабушке, дедушке…
– А в одно из родовых селений Тедеевых – Корсев – не заглянули?
– Не удалось. Когда-то был там. Но вообще-то я из Эрцо, вот туда не так давно ездил. Куда же без воздуха Кударского ущелья!
– Именно такой псевдоним – «ertso» – выбрали вы для одного из своих блогов. Вы вообще с компьютером и Интернетом на «ты»?
– Починить, собрать и разобрать компьютер могу. Интернетом пользуюсь уверенно. А вот программы писать пока не научился.
– Зато прекрасно пишете маслом на холсте. Вообще когда решили стать художником?
– В детстве меня отдали в Дом пионеров в Цхинвале, чтобы чем-то занять. Научился там рисовать, и мне это понравилось. Потом, по окончании школы, когда нужно было куда-то поступать, выяснилось, что ничего, кроме рисования, мне неинтересно. Так в 1989 году я поступил в Цхинвальское художественное училище им. М.С.Туганова на отделение «Станковая живопись».
– Почему выбрали именно живопись?
– Потому что она мне нравится. Для скульптуры нужны огромные мастерские. А их у меня никогда не было и нет. Я всегда работал и работаю то дома, то у родственников… Мне маленькой комнаты достаточно.
– Кого из преподавателей сегодня вспоминаете с благодарностью?
– Многих. Среди них – известный художник, директор Лицея искусств в Цхинвале Лаврентий Касоев, народный художник Южной Осетии Петр Гучмазов. После училища я приехал во Владикавказ и поступил на факультет изобразительного искусства Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова. Диплом писал под руководством любимого педагога, народного художника России, Северной и Южной Осетии Магреза Келехсаева.
– И как диплом оценили?
– Хорошо. Он назывался «Несение креста». Это была моя первая серьезная работа. Там на первом плане изображено осетинское застолье на фоне села, а рядом – идущий по улице человек с крестом.
– Почему практически сразу после окончания университета вы переехали в Москву?
– Потому что у нас в Осетии художники особо никому не нужны. И это печально.
– Но в Москве, в свою очередь, большая конкуренция…
– А там и людей больше. Да и на осетинскую тематику мало кто пишет.
– Герои ваших картин – это люди, разные по своему жизненному опыту, профессии, характеру. Какой внутренний смысл вы вкладываете в своих героев?
– Сложно сказать, потому что смысл для каждого, кто смотрит на твою работу, бывает свой. Главное – чтобы интересовались тем, что ты делаешь. Я пишу от души и не думаю, когда творю. Картины рождаются сами собой.
– Среди ваших работ есть и целая серия рисунков карандашом, изображающих пожилых людей сельской местности. Кто они?
– Не конкретные персонажи, а вымышленные люди. Честно говоря, это подготовительные рисунки – прежде чем писать картину маслом на холсте, я рисую ее для себя на бумаге.
– Часто выставляетесь?
– Постоянно. В Центральном доме художника ежегодно принимаю участие в различных выставках – как персональных, совместных с супругой Теей Келехсаевой, так и групповых. Иногда удается поработать за границей. Был в Германии, Голландии, а последний раз – в Брюсселе.
– Расскажите об этой поездке подробнее.
– Директор Российского центра науки и культуры в Брюсселе А.А.Лопушинский был в Москве и случайно оказался на нашей с Теей выставке. Он как раз искал кавказских художников, чтобы выставить их работы у себя в центре. Наши картины ему понравились, и он предложил нам посотрудничать. Мы согласились, и в июне этого года поехали в Брюссель. Выставка имела большой успех. К сожалению, я не смог долго оставаться в Бельгии и быстро уехал обратно в Москву. Но потом все же вернулся назад и поработал там еще два месяца.
– С супругой как познакомились, если не секрет?
– Мы вместе учились на одном факультете во Владикавказе. Только она окончила отделение «Театральная живопись».
– А ваш сын не пошел по стопам родителей?
– Он пока учится в школе, но, когда ему нужно бывает, достаточно неплохо рисует.
– Наверное, вы ему помогаете…
– Нет, он сам старается.
– Последняя ваша работа, о чем она?
– Буквально на днях завершил небольшую картину «Продавец доула».
– Вы когда-нибудь жалели о выбранной профессии?
– Глупо о чем-то жалеть. Считаю, раз с тобой это случилось, значит, так было нужно.
– И все же, что вам ближе – успешная Москва или родная Осетия?
– Конечно же, Осетия. Мне и рисовать на родине легче. Идеи прямо-таки витают в воздухе. В Москве ты в гуще событий, а в Осетии хорошо жить.
– Не могу не спросить, а в Квайсе когда-нибудь бывали?
– Много раз. Там у меня и сейчас родственники живут.
– И напоследок, что бы вы пожелали жителям Осетии в преддверии Нового года?
– Мира, стабильности и здоровья. Все остальное можно приобрести.